Что такое тонус у грудничка: Мышечный тонус у детей — медицинский центр MedSwiss

  • 24.02.2020

Содержание

Мышечный тонус у детей — медицинский центр MedSwiss

Наверно, самый трудный для родителей год жизни ребенка — это самый первый! Еще не прошел стресс после родов, еще не до конца осознали, что стали родителями. А надо уже следить за кормлением, ростом, весом, развитием и за … тонусом. Если первые критерии понятны, то последний всегда вызывает удивление. Так что же это такое, мышечный тонус, которым озабочены неврологи, и на который то и дело ссылаются ортопеды и педиатры?

Есть несколько медицинских определений, приведем одно из них — это минимальное непроизвольное напряжение мышц, которое регулируется центральной нервной системой и поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из нее, а также зависит от импульсов, возникающих в самой мышце, особенно при ее растягивании. Мышечный тонус обеспечивает позу, готовность к двигательному акту, образование температуры тела.

Сложновато? Давайте разберемся.

Мышцы, как и любой другой орган нашего тела, всегда находятся в тонусе, даже когда мы спим или релаксируем.

Их работа и готовность к работе проверяется мозгом также как МТС или Билайн проверяет наше присутствие в сети — короткий импульс к мышце (телефону) и обратно. Если мы начали двигаться, то мышца растягивается или сокращается, о чем она и сообщает мозгу тоже импульсами. Минимально низкий тонус отмечается, когда мы спим, принимаем теплую ванну. Это, конечно, сильно упрощенное объяснение. Ну, а зачем вдаваться в подробности, давайте оставим их для специалистов.

Как определить, в каком состоянии находится мышца, т.е. ее тонус? На первом месте просто потрогав ее — дряблая, напряженная, упругая. Во-вторых, совершив пассивные движения за человека. Видели, конечно же, как при осмотре педиатр или невролог, или ортопед делает ребенку зарядку? Вот такие движения вместе с тактильным ощущением самих двигающихся мышц и дает представлением о тонусе ребенка. Родители детей до 6-7-12 мес. могут ориентироваться по тому усилию, которое надо применить, чтобы одеть или раздеть ребенка.

Если тонус нормальный, то руки в рукава и ноги в брючины легко скользят. Дети с 6 мес. возраста уже могут произвольно напрягать свои мышцы и мешать процессам одевания/раздевания, создавая ощущение повышенного тонуса. Иногда при осмотре они вводят в заблуждение и врачей.

Мышечный тонус бывает удовлетворительный или, как пишут врачи, «соответствует возрасту», высокий, низкий и дистоничный. Из фразы «соответствует возрасту» многие делают правильный вывод, что тонус меняется в зависимости от возраста ребенка. Действительно, после рождения ребенок находится в «позе эмбриона», ручки и ножки согнуты и приведены к туловищу, что позволяет ему сохранять тепло и экономить энергию для поддержания внутренних процессов обмена в этом новом неизвестном и пугающем мире. То есть сразу после рождения тонус мышц очень высокий. Затем постепенно он снижается, руки и ноги распрямляются. И к трем месяцам малыш уже может свободно поднять голову, вытянуть руку, ногу, удержать игрушку, в положении на животе опереться на предплечья и поднять грудную клетку.

В это время мышечный тонус удовлетворительный. Вот начиная с трех месяцев, мышечный тонус должен быть удовлетворительным всю долгую и счастливую жизнь, естественно, снижаясь во сне и в теплой ванне и повышаясь, когда мы двигаемся, нервничаем и когда нам холодно.

Остановимся на слове «дистоничный». Оно означает – не нормальный. Этим термином обозначают отклонение от нормы, а высокий/низкий служат дополнительным объяснением отклонения. Мы, опять-таки, немного упрощаем.

Определившись что такое «мышечный тонус» и как его оценить, надо ответить на частые вопросы родителей: «откуда он берется» и «как он влияет на развитие ребенка».

Почему же возникают отклонения в состоянии мышц? Прежде всего, как последствие перенесенной гипоксии (нехватки кислорода) в родах или во время беременности. Гипоксия в родах — это отдельная сложная тема для разговора. Оставим ее на другой раз. Что важно? Важно, что в процессе кислородного голодания клетки любого органа истощают свои запасы и перестают работать (у них нет питательных веществ и сил выполнять свои функции) или гибнут. Вследствие этого у ребенка развиваются различные нарушения. Самый чувствительный орган к кислородному недостатку — центральная нервная система, проще говоря — мозг. Орган, управляющим всеми другими. Поэтому, вследствие вышесказанного, нарушается полный и четкий контроль работы мышц. Как результат, тонус может быть спастическим, высоким, чуть повышенным, чуть сниженным, низким, гипотоничным, асимметричным. Нарушение тонуса может быть во всех группах мышц или в одной определенной группе, например, в сгибателях рук, разгибателях ног.

Мышечный тонус почти всегда определяет динамику двигательного развития. И любые отклонения от нормы могут мешать естественному процессу развития движения. Ну, например, высокий или низкий тонус в руке не дает ребенку возможности перевернуться на спину или взять и удержать игрушку в руке, нарушение тонуса в ногах не дает возможности встать на четвереньки, ползти или сесть.

Надо отметить, что не все изменения мышечного тонуса являются патологией.

Во-первых, существует индивидуальная особенность. Это когда повышенный или пониженный тонус не мешает ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Во-вторых, есть задержка темпа созревания нервной системы и самих мышц, тогда все в жизни ребенка происходит чуть позже, чем у сверстников. В-третьих, изменение тонуса на фоне быстрого роста ребенка, когда мышцы не успевают за ростом костей скелета. Когда орган растет, в нем происходит много процессов, в т.ч. прорастание сосудами, и это не позволяет ему хорошо выполнять свои функции. И значит, в какие-то моменты тонус может становиться выше, ниже, опять нормальным, опять выше или ниже. Был выше в руках, стал ниже в ногах и т.д. Каждый этап приобретения новых движений так же меняет тонус. Стал ребенок ползать, нравится ему, и ползает он от рассвета до заката. Мышцы перенапрягаются, устают, повышается тонус. Встал ребенок на ноги, начал делать первые шаги — мышцы перенапрягаются, повышается тонус.

Для исправления нарушения тонуса используют массаж и препараты, улучшающие приток крови к центральным отделам нервной системы. Массаж улучшает приток крови к мышцам, а значит улучшает их питание, и по типу обратной связи (помните, мозг постоянно проверяет в каком состоянии мышцы, а сами они докладывают, что делают в этот момент) стимулирует работу тех отделов нервной системы, которые за них отвечают. Препараты же (ноотропы, сосудистые) увеличивают приток крови к тем клеткам, которые пострадали (истощили свои запасы), дает им силы, чтобы выполнять свою работу в полном объеме.

Теперь рассмотрим в каких же случаях нужно обращаться к врачу? Несомненно, если ваш ребенок лежит постоянно очень расслабленный и не стремится двигаться. Если напротив, очень зажат: руки и ноги или только руки, или только ноги, или одна конечность согнута и практически всегда прижата к туловищу. Если ребенок отстает в двигательном развитии. Сейчас в Интернете легко можно найти таблицу правильного развития ребенка. Если дети старше 18 месяцев встают с пола с трудом и только у опоры, плохо поднимаются по лестнице, не перешагивают через порожки. Ну, и конечно, если ребенок потерял навык — садился или вставал и вдруг перестал.

Мне всегда хочется, чтобы родители понимали, что происходит с ребенком, не отказывались от лечения и методично выполняли все указания врача. Бывает, что родители раздумывают, ходят по многим врачам, собирают разные мнения и … теряют драгоценное время! Клетка нервной системы на борьбу с нехваткой кислорода тратит все имеющиеся запасы, и когда они заканчиваются, то гибнет. И она ведь не одна! А если вовремя придет помощь, то она будет жить и работать! Возможно, не в полную силу, но это значит не будет полной утраты способности ходить или брать рукой игрушки. Например, будет просто слабость мышц. А с этим можно и жить, и наращивать силу, а не силу, так ловкость. Я уделяю этому много времени, потому что врачу всегда горько и обидно, если он может помочь, он стремится всеми силами, но не находит поддержки у родителей. Скажите, не смог убедить и доказать? Но в наше время Интернета — каждый сам себе специалист и врач, и большинство считают, что они-то точно знают, что и как надо лечить.

Желаю Всем удачи и здоровья!

 

Детский невролог сети MedSwiss

Соловьева М.Е.

Другие статьи

Нарушение мышечного тонуса у детей грудного возраста — добрый доктор

01 Дек Нарушение мышечного тонуса у детей грудного возраста

Posted at 12:03h in Статьи по педиатрии by admin

Очень часто у малышей в возрасте до одного года внимательная мама определяет слишком сильное напряжение мышц в ручках и ножках, или наоборот мышцы слишком расслаблены. При осмотре невролога определяется нарушение мышечного тонуса.

Сразу возникает множество вопросов: что это такое, как определяется, по какой причине возникает, чем опасно для малыша и как это можно исправить.

Тонус мышечный (лат. tonus от греч.  tonos – натяжение, напряжение), состояние легкого физиологического сокращения мышцы в покое, обеспечивающее ее готовность к работе. (Г. Г. Шанько). Другими словами тонус-это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения его движений.

До рождения внутриутробно ребенок находится в позе эмбриона, когда ручки и ножки согнуты и прижаты к телу. После рождения в течение первых трех месяцев жизни сохраняется 

физиологический гипертонус мышц сгибателей. К 3-м месяцам тонус мышц сгибателей и разгибателей выравнивается и наступает состояние, которое мы характеризуем как нормотония. При этом ручки и ножки малыша разгибаются гораздо легче, пальчики кистей рук уже редко зажаты в кулачок.

Изменения мышечного тонуса могут проявляться в виде

  • мышечной гипертонии или мышечного гипертонуса,
  • мышечной дистонии,
  • мышечной гипотонии или мышечного гипотонуса.
Появились вопросы к детскому неврологу?
Звоните: +375 (29) 333-88-77
с 9. 00 до 18.00 без выходных

Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, малыш плачет, запрокидывает голову назад – это связано с чрезмерным мышечным напряжением. Количество импульсов, которое поступает из центральной нервной системы к мышцам значительно увеличено.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности. Если мышечный гипертонус выражен не резко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие ребенка может проявляться в легкой задержке двигательных навыков. А также бывает, что моторное развитие идет по возрасту и ребенок вовремя начинает сидеть, вставать и ходить, но при этом упор ног у ребенка осуществляется на носочек, что приводит к нарушению походки. Длительная ходьба на носочках может привести к укорочению ахилловых сухожилий, что исправляется только оперативным лечением.

Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность. Сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать, в зависимости от уровня поражения нервной системы. Гипотония может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.

Синдром двигательных нарушений у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией – состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, то есть мышечный тонус постоянно меняется. О мышечной дистонии также говорят, когда у ребенка одни мышцы слишком расслаблены, а другие наоборот, слишком напряжены.

Выраженный синдром мышечной дистонии может привести к задержке моторного развития или к двигательным нарушениям (например нарушение походки). Синдром преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Нарушения мышечного тонуса часто обусловлены возникновением проблем в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга, и чаще всего являются следствием гипоксии и ишемии. Гипоксия – это состояние, при котором организм малыша, центральная нервная система испытывают недостаток кислорода. Ишемия – это нарушение кровоснабжения тканей, ведущее к гипоксии.

Нарушение мышечного тонуса встречаются при серьезных тяжелых заболеваниях нервной системы, таких как различные формы миопатий, спинальные мышечные атрофии, миастения, а также быть следствием воспалительных, сосудистых и травматических заболеваний нервной системы, всегда отмечается при детском церебральном параличе.

Выявление нарушений мышечного тонуса требует наблюдения детского невролога.

Наблюдение детского невролога с выездом на дом
Звоните: +375 (29) 333-88-77
с 9. 00 до 18.00 без выходных

При необходимости специалист назначит дополнительные методы исследования:

 

  • Нейросонография
  • Доплерографическое исследование мозгового кровотока
  • Консультация окулиста.

 

Лечение нарушений мышечного тонуса

  1. Лечебный массаж и гимнастика.
  2. Физиотерапевтические, в том числе тепловые и электро- процедуры.
  3. Водные процедуры, расслабляющие или тонизирующие ванны, плавание.
  4. Упражнения на фитболе.
  5. Медикаментозное лечение: препараты из группы ноотропов, сосудистые, седативные, нейрометаболические, витаминные препараты.

В большинстве случаев у детей с легкими нарушениями мышечного тонуса удается восстановить работу центральной нервной системы и достичь нормотонии.

 

Иванова М.И. врач-невролог первой категории.

Мышечный тонус у грудничка: норма и патология

9 месяцев

Грудничок Здоровье

Слыша от педиатра или невролога не очень понятные диагнозы «гипертонус» или «гипотония», родители грудничка обычно очень тревожатся. Что представляют собой эти состояния и насколько опасны нарушения мышечного тонуса у малыша?

Елена Ефремова
Врач-педиатр, г. Нижний Новгород

 

Мышечный тонус есть у всех людей – это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения его движений. Даже во сне наши мышцы полностью не расслабляются, находясь в минимальном напряжении. Этот сложный процесс находится под контролем головного мозга; он доведен до такого автоматизма, что для поддержания мышечного тонуса мы не прикладываем никаких усилий.

Тонус – не просто основа движений, но и показатель состояния нервной системы, общего состояния младенца. Он отражает степень страдания ребенка внутриутробно и во время родов, по нему можно косвенно судить о степени кислородного голодания или травматичности родов. Тонус обеспечивает правильную позу тела, положение и работу внутренних органов. Нарушенный мышечный тонус – свидетельство неблагополучия в организме и признак многих заболеваний, причем не только нервной системы.

На первом году жизни ребенка педиатр оценивает мышечный тонус крохи ежемесячно, невролог и ортопед делают это в 1, 3, 6 и 12 месяцев, а при наличии проблем – чаще.

В поликлинике состояние тонуса оценивают специалисты: педиатр, невролог, ортопед. Осматривая малыша, врач обращает внимание на активный и пассивный мышечный тонус. Об активном тонусе он судит, наблюдая, как и в какой позе малыш лежит на пеленальном столике или животом на ладони и какие движения он при этом совершает, какие двигательные навыки приобрел к своему возрасту. Пассивный тонус врач проверяет, последовательно сгибая и разгибая ручки и ножки младенца в суставах, ощупывая их, оценивая и сравнивая сопротивление, которое оказывают мышцы. Активность рефлексов малыша тоже зависит от мышечного тонуса.

Мышечный гипертонус

Малыш, у которого с рождения повышен тонус, чрезмерно напряжен и зажат. Часто родители отмечают у младенца беспричинное беспокойство и плач, плохой сон, дрожание подбородка. Такой ребенок не расслабляется даже во сне, его ручки согнуты и плотно прижаты к груди, ножки подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, приходится приложить усилие, чтобы разжать их. Отмечается выраженное сопротивление во время сгибания-разгибания конечностей в суставах. При повторном разведении ножек в стороны угол разведения меньше 90°, и сопротивление разведению не уменьшается, а иногда даже усиливается.

В естественном напряжении

До рождения малыш находится в ограниченном пространстве матки, его ручки и ножки компактно прижаты к телу, головка наклонена вперед (это так называемая поза эмбриона), и у крохи почти нет возможности активно двигаться. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство мышц новорожденного к рождению пребывают в состоянии физиологического гипертонуса, который на самом деле является естественной сгибательной позой.

При исследовании рефлекса опоры малыш встает не на полную стопу, а на цыпочки, поджимает пальчики, рефлекс сохраняется дольше 1,5 месяцев. При потягивании за руки он совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь за ними всем телом. В положении животом на ладони лицом вниз ребенок удерживает голову на одной линии с телом. Такие дети практически с рождения могут удерживать головку в вертикальном положении. Мышечный тонус может быть повышен симметрично (во всех группах мышц, только в руках или ногах) или несимметрично – на одной стороне тела. При повышении тонуса мышц-сгибателей дольше положенного срока малыш сохраняет сгибательную позу «эмбриона». Опасность гипертонуса заключается в снижении темпов двигательного развития малыша. Если своевременно не начать лечение, то такой ребенок позднее сядет, поползет, пойдет, при движении будет быстро утомляться, а во время ходьбы – с трудом перераспределять центр тяжести. Нарушается и общее состояние: из-за чрезмерного напряжения мышц такие дети излишне возбуждены, плохо спят, часто срыгивают. В более старшем возрасте нарушается мелкая моторика кистей.

За состоянием мышечного тонуса наблюдают в динамике и сопоставляют с другими признаками нарушения развития ребенка.

Как одержать победу над гипертонусом?

Гипертонус — это нарушение тонуса мышц тела, связанное с их перенапряжением. С таким диагнозом рождается очень много малышей. Долгое время ребенок находился в позе эмбриона: кулачки на уровне груди, руки согнуты, ножки подогнуты, головка запрокинута немного назад. То есть все мышцы находились в напряженном состоянии. Для новорожденного ребенка такая поза является характерной.

Напряжение обычно исчезает после того, как ребенок начинает активно двигаться. Обычно это происходит в три-три с половиной месяца, у некоторых к полугоду. Но есть дети, у которых напряжение никуда не исчезает. Врачи называют это отклонение гипертонусом. Назвать болезнью это нельзя, но это острый сигнал того, что у малыша есть проблемы и ему требуется помощь.

Диагностика гипертонуса у ребенка до года

Данными проблемами занимается врач-невролог. Уже на первом осмотре, который проводится в месячном возрасте, врач обратит внимание на напряженность мышц. Он распишет план профилактических мер, которые необходимы, чтобы в будущем у ребенка не было задержки в моторном развитии. Это массаж, лечебная гимнастика, расслабляющие ванночки, плавание. Такому ребенку необходима мамина забота и любовь.

Признаки гипертонуса родители могут увидеть и сами, для этого достаточно провести некоторые манипуляции и обратить внимание на поведение малыша.

Ребенок часто плачет без причины, при этом у него дрожит подбородок, синеют ногти и губы.

Головка ребенка слегка запрокинута назад, пальчики собраны в кулачки, большой пальчик находится внутри кулачка.

Приподнимите ребенка, как будто хотите его поставить. Здоровый ребенок будет опираться на всю стопу, при сильной патологии перекрещивать ножки, при гипертонусе будет касаться поверхности стола только пальчиками.

Малыш вздрагивает при каждом шорохе, плохо спит.

Если вы заметили все эти признаки, покажите ребенка неврологу. Он даст рекомендации, которые нужно будет выполнять. В редких случаях для уточнения диагноза проводится УЗИ головного мозга (нейросонография).

Причина возникновения гипертонуса

К развитию гипертонуса новорожденных приводят нарушения, возникшие еще во время беременности. Это может быть гипоксия плода, возникшая при постоянном дефиците кислорода, повышенный тонус матки, повторяющиеся во время беременности простудные заболевания или обострения хронических болезней. Сильный токсикоз во время первого триместра также может стать причиной гипертонуса мышц малыша.

Массаж при гипертонусе

Для лечения назначается курс массажа, который включает обычно от 10 до 15 сеансов. Повторять такой курс нужно раз в месяц до полного выздоровления малыша. После массажа у ребенка повышается двигательная активность. Профессиональный массаж доверьте специалистам, но дома вы тоже можете делать несложные массажные движения, чтобы помочь малышу. Главное, делать все нежно и аккуратно.

  1. Начинайте с ладошек. Поглаживайте кисти, каждый пальчик. От ладошек поднимайтесь вверх к плечам. Суставы и локтевые ямки обходите.
  2. Поглаживайте ножки. Сначала стопы, потом голени и бедра. Не нужно затрагивать внутренние поверхности бедер, коленные ямки и суставы паховую область.
  3. Взяв стопу малыша в свою ладонь, аккуратно сгибайте и разгибайте ножку в коленном суставе. Можно делать по 10 упражнений с каждой ножкой.
  4. Поглаживайте стопу ребенка, рисуя пальцем на ней восьмерку. В конце помассируйте пяточку, слегка надавливая на нее.
  5. Пальчики ног массируйте каждый в отдельности. Погладьте стопу от пятки к пальчикам, подгибая их к тыльной стороне.

Не допустимы похлопывания, резкие движения и глубокое надавливание, все движения должны быть очень нежными.

Гимнастика при гипертонусе

Выполняя упражнения с ребенком, вы будете стимулировать определенные рефлексы и двигательную активность малыша.

  1. Уложите ребенка на бочок и гладьте его по спинке вдоль позвоночника от ягодиц к шее. Гладьте аккуратно, слегка касаясь кожи. Малыш будет выгибаться от таких прикосновений, что очень полезно.
  2. Слегка нажимайте на стопу под пальцами, чтобы ребенок в ответ сгинал пальчики и стопу. Проведите по наружной поверхности стопы, чтобы малыш разогнул ее.

Травяные ванночки и плавание при гипертонусе

Вода является идеальным веществом для расслабления мышц. Уже в месяц ребенка можно начать купать в большой ванне. С помощью специального детского круга для новорожденных можно учить его плавать на животе и на спине. Когда ребенок подрастет можно начать посещать с ним бассейн.

Очень полезны травяные ванночки. Для этого можно использовать специальные травяные сборы, предназначенные для купания малышей, или отвар таких трав, как шалфей, пустырник, лист брусники, корень валерианы. Хороши хвойные ванны. Ванночки должны быть теплыми, их можно чередовать, устраивая однодневные перерывы. 

Мышечная дистония у ребенка — причины возникновения, симптомы, профилактика

Мышечная дистония – синдром двигательных нарушений у детей первого года жизни, который проявляется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, то есть мышечный тонус постоянно меняется.

Для малыша тонус — это не только основа движения, но и важный показатель состояния нервной системы и общего самочувствия. Нарушения в работе мышечного тонуса зачастую лишь симптом, важный сигнал, указывающий на целый ряд проблем. Например, гипертензия — повышенное внутричерепное давление — у младенцев всегда сопровождается мышечной дистонией.

Причины

  • Проблемы в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга.
  • Болезни матери в период беременности, сахарный диабет, употребление алкоголя и наркотиков, курение, прием лекарственных препаратов, стрессы.
  • Многоплодная беременность, стремительные роды, пособия и стимуляция родов или гипоксия (нехватка кислорода), асфиксия (удушье).
  • Гипоксические — ишемическая энцефалопатия.

Симптомы

  • Ограничение подвижности либо полная скованность частей тела.
  • Неестественная походка малыша или аномальная поза его туловища и конечностей.
  • Выкручивание и выгибание некоторых частей тела.
  • Мышечный гипертонус или гипотонус.
  • Костные деформации, то есть изменения формы груди, уплощение затылка и прочие аномалии.

Любые нарушения мышечного тонуса могут стать причиной задержки психического и физического развития малыша. Дети с повышенным или с пониженным тонусом позже, чем положено, начинают ползать, вставать на ножки, ходить.

Выявление нарушений мышечного тонуса требует наблюдения детского невролога. При необходимости специалист назначит дополнительные методы исследования: доплерографическое исследование мозгового кровотока, консультацию окулиста.

Профилактика

  • Лечебный массаж и гимнастика.
  • Водные процедуры, расслабляющие или тонизирующие ванны, плавание.

Подробнее о детской неврологии в клинике «ЮгМед»

Синдром мышечной дистонии у детей первого года жизни

Cиндром мышечной дистонии является одним из самых частых диагнозов, которые ставят неврологи, а так же педиатры в нашей стране.

Давайте  сначала разберемся, что такое мышечный тонус и каковы могут быть причины его повышения?

Итак, под мышечным тонусом понимают сопротивление мышцы, возникающее при ее пассивном растяжении во время движения в суставе. В регуляции тонуса мышц принимает участие ряд структур спинного и головного мозга. Для формирования патологического тонуса мышц, особенно повышенного (“гипертонуса”), необходима веская причина, связанная с поражением, нарушением структуры головного и/или спинного мозга. Например, такими причинами могут быть тяжелая гипоксия в родах (оценка по шкале Апгар <5 баллов), травма, энцефалит, порок развития ГМ и/или СМ, а так же ряд редких генетических заболеваний. Таким образом, при отсутствии вышеописанных серьезных причин, наличие у ребенка отклонений мышечного тонуса от нормы маловероятно.

Разберем несколько наиболее часто встречающихся клинических ситуаций, когда заключение “Синдром мышечной дистонии” звучит страшно, но является лишь случаем гипердиагностики.

  1. У детей от рождения до 3-3,5 месяцев в норме повышен тонус мышц, которые сгибают конечности. Это проявляется своеобразной позой, когда у ребенка преимущественно ноги и руки находятся в согнутом положении.  Подобные проявления являются нормой и не требуют лечения и массажа.

  2. Опора ребенка на мыски стоп и/или вытягивание мысков при вертикализации в возрасте 5-7 месяцев как изолированный симптом встречается в рамках нормы. Это связано с этапами становления двигательной функции и не является признаком патологии, особенно столь серьезной, как детский церебральный паралич (ДЦП).

  3. Термин «дистония» обозначает нарушение механизма взаиморегуляции тонуса различных мышц между собой. Когда эта взаимосогласованная регуляция нарушается, именно это и называют дистонией. Дело в том, что на первом году жизни, особенно в 1-е месяцы, дети в норме очень дистоничны, так как становление взаимодействия и регуляции тонуса различных групп мышц будут происходить до 2-х лет, и наиболее активно в первые 14 месяцев. Мы нередко можем видеть определенную односторонность:  движения конечностями одной половины тела могут быть более активными, тонус немного выше. Это характерно для детей до 6-ти месяцев. По мере развития головного мозга и проводящих нервных путей, а так же становления двигательных навыков формируется симметрия движений. Курсы массажа с элементами ЛФК влияют на данный процесс только опосредованно в качестве упражнения, тренировки навыка.  Если вы будете сами обучать своего ребенка как сидеть, ползать, вставать и т.д., результат будет таким же, а зачастую — намного лучше, потому что контакт и степень доверия родителям намного лучше, чем массажисту, чужому человеку.

В данной статье мы отразили наиболее распространенные клинические ситуации. Конечно, все не так однозначно. Поэтому при подозрении на нарушения в развитии ребенка необходимо проконсультироваться у квалифицированного детского невролога.

Повышенный тонус у грудничков и новорожденных детей: что делать и когда проходит

Гипертонус — состояние мышечного напряжения. Для новорожденного нормальной (физиологичной) является поза, когда его ручки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу. Такое состояние называется физиологическим гипертонусом. В этой же позе младенец находится в утробе матери, иначе он просто не смог бы там поместиться.

В течение первых шести-восьми месяцев жизни ребенка тонус мышц постепенно ослабевает и к двум годам становится приблизительно таким же, как и у взрослого.

Причина патологического повышенный тонус мышц у грудничка в один месяц — в полученной при родах перинатальной энцефалопатии.

Когда стоит беспокоиться

  • Если ребенок беспокоен, часто плачет (при этом у него дрожит подбородок), плохо спит, реагирует плачем на любой резкий звук, яркий свет, постоянно срыгивает.
  • Характерный вид ребенка с гипотонусом — мягкий, вздутый («лягушачий») живот, расслабленные, раскинутые ручки и ножки.
  • Ребенок давится или слишком мало ест (из-за слабости мышц нарушены процессы сосания и глотания).
  • Если даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме фиги).
  • Если с рождения ребенок хорошо держит голову (из-за напряжения затылочных мышц). В норме это происходит лишь к четырем месяцам.
  • Если у малыша кривошея (результат травмы связок или позвоночника при родах).
  • Если при повторном разведении ручек и ножек сопротивление усиливается.
  • Если гипертонус сохраняется после шести месяцев.
  • Если при первых шагах (7–12 месяцев) ребенок опирается на цыпочки.

Лечение гипертонуса

  • Невролог обычно назначает курс расслабляющего лечебного массажа (10 сеансов, через шесть месяцев их следует повторить), комплекс специальной гимнастики, плавание, электрофорез, расслабляющие ванны, чаще всего — с морской солью или хвоей, валерианой, шалфеем, пустырником.
  • В тяжелых случаях доктор прописывает лекарства для снижения тонуса мышц: мочегонные для снятия гидроцефального синдрома, ноотропики и сосудистые препараты.

Еще одно важное правило: никогда не ставьте ребенка в ходунки и прыгунки. Неправильное распределение силы тяжести в этих приспособлениях не учит его вставать на всю стопу, вызывает напряжение мышц ног и дает слишком большую нагрузку на таз и позвоночник.

Когда у ребенка одни мышцы чересчур расслаблены, а другие, наоборот, слишком напряжены, это говорит о неравномерном тонусе мышц — дистонии.

Асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению кожных складок. Особенно ярко это заметно, когда младенец лежит на животе на твердой, ровной поверхности. В таком положении новорожденный с дистонией будет заваливаться на один бок — тот, где усилен тонус мышц. Голова и таз ребенка будут повернуты в сторону напряженных мышц, туловище нередко изгибается дугой.

Лечение дистонии

  • При неравномерном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус мышц ниже. Хорошим эффектом обладают занятия на надувном мяче (положить ребенка животом на мяч, зафиксировать его ноги и покачивать во все стороны, чтобы равномерно напрягались все мышцы).
  • Очень эффективен массаж (на напряженные мышцы — расслабляющий, на вялые — тонизирующий) и гимнастика, направленная на растяжение напряженных мышц.
  • Также рекомендуют прогревание азокеритом (смесь парафина и смолы).

Состояние мышц определяют на основании визуальных диагностических тестов. Первичный осмотр проводится еще в роддоме, там исключают вероятность родовой травмы, оценивают состояние костно-мышечного скелета новорожденного. Далее малыша следует раз в полгода показывать неврологу и ортопеду. Кстати, некоторые несложные манипуляции по определению патологии вы можете провести сами.

Разведение бедер

Положите ребенка на спину и осторожно, не применяя силу, разгибайте ножки, раздвигая их в разные стороны. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного полностью без сопротивления разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это говорит о пониженном тонусе мышц. Если сопротивление слишком сильное и при этом ноги малыша перекрещиваются — это признак гипертонуса. У здорового ребенка можно развести ноги примерно на 90 градусов — по 45 с каждой стороны.

Присаживание за руки

Положите малыша на спину и потяните его за запястья, как бы присаживая. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления — это признак пониженного тонуса мышц. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры

Придерживая под мышками, поставьте малыша на пеленальный столик, слегка наклоните младенца вперед, вынуждая сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и в полтора месяца практически исчезает.

Если у ребенка старше полутора месяца он сохранен — это свидетельство гипертонуса. На повышенный тонус мышц также указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять (с вашей поддержкой, разумеется), новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса мышц.

Симметричный и асимметричный рефлексы

Положите ребенка на спину, а свою ладонь — ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разо­гнуть ноги.

Затем положите младенца на спину и медленно, без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет ру­ку вперед, разогнет левую ногу и согнет правую. Затем поверните лицо ребенка вправо — он должен повторить эту позу, только в ее зеркальном варианте: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую. Асимметричный и симметричный рефлексы постепенно исчезают к двум-трем месяцам.

Наличие у ребенка в три месяца этих рефлексов говорит о гипертонусе, а их отсутствие в первые два — признак пониженного тонуса мышц.

Тонический рефлекс

Положите ребенка на спину на твердую поверхность. В таком положении у новорожденного повышается тонус мышц разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните младенца на живот, и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).

Когда проходит тонус мышц у новорожденного? В норме тонический рефлекс исчезает к двум месяцам. У новорожденного он отсутствует? Это свидетельствует о пониженном тонусе мышц. Если к трем месяцам тонический рефлекс не проходит сам, это признак гипертонуса.

Рефлексы Моро и Бабинского

Рефлекс Моро заключается в разбрасывании ручек в стороны при перевозбуждении.

Рефлекс Бабинского — рефлекторное разгибание пальцев на ногах при раздражении, щекотании стопы. В норме оба рефлекса исчезают к концу четвертого месяца.

Внимательное отношение мамы к своему малышу, ежедневное наблюдение за его развитием поможет выявить и устранить проблему. Что же умеет делать и как должен выглядеть ребенок в первый год жизни?

Ребенку 3-4 месяца

  • Выпрямите ноги ребенка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки.
  • Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтение какой-либо стороне.
  • Сгибание голеней происходит свободно.
  • Понаблюдайте за положением ребенка на спине. Вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову при этом он должен держать ровно, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже достаточно умелы, ребенок играет ими, пытается засунуть их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, мысленно проведя линию нос — подбородок — грудина — пупок — лобок. Правая и левая сто­роны симметричны.

Ребенку 6-7 месяцев

  • Положите раздетого младенца на живот. Он уверенно опирается на вытянутые руки, кисти хорошо раскрыты. Голова свободно поворачивается направо и налево. Грудь приподнята над поверхностью. Живот и таз прижаты к столу. Ножки раздвинуты, колени согнуты. Посмотрите на малыша сверху: позвоночник должен занимать срединное положение, а не отклоняться в сторону.
  • Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движения стали осмысленными и согласованными. Голова легко наклоняется вперед.
  • Малыш начинает самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

Ребенку 9-10 месяцев

  • Ребенок стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени. Руки выпрямлены, кисти раскрыты. Малыш может опираться только на одну руку. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь, живот и бедра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре.
  • Ребенок начинает ползать на четвереньках (но этот этап развития не обязателен и отсутствие навыка ползания патологией не является).
  • Младенец самостоятельно садится. Обратите внимание на спину ребенка — когда он сидит, она должна быть прямая.
  • Возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору.

Оценить состояние ребенка и назначить ему курс массажа должен врач-невролог. Первый сеанс проводит специалист, затем при желании мама может запомнить все манипуляции и делать массаж сама.

Общие правила массажа

  • Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более пяти минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15–20 минут.
  • При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху.

Правильная техника

  • Движения очень легкие. Начните с поглаживания спины, затем кожу разотрите круговыми движениями, не отрывая руки от спины малыша. Нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито.
  • Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая младенца за предплечье. Таким образом несколько раз помассируйте обе руки и ножки.
  • Теперь переходите к покачиванию. Двумя пальцами обхватите ручку ребенка (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро продвигайтесь к плечу, покачивая и потряхивая руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени.
  • Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали, — плавным поглаживанием.

Стимулирующий массаж при пониженном тонусе

Комплекс включает большое количество «рубящих» движений.

  • После традиционных поглаживаний легко пройдитесь ребром ладони по ножкам, ручкам и спине малыша.
  • Положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Массаж при асимметрии тонуса

При асимметрии тонуса мышц с помощью приемов массажа (поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние, растягивание) проводите расслабление сгибателей напряженной стороны. Затем сделайте укрепляющий массаж мышц спины. Старайтесь при этом более глубоко и сильно разминать мышцы на здоровой стороне.

Может ли ваш ребенок понимать тон вашего голоса?

Последнее обновление

Младенцы уже узнают голос своей мамы при рождении, но как насчет тона? Ваш ребенок понимает, что вы пытаетесь сказать? Узнай прямо сейчас.

Вы хотите, чтобы ваш маленький сгусток радости общался с вами и узнавал ваш голос со всеми его интонациями? При рождении и в ближайшие месяцы ваш малыш подобен гостю на новой земле.Она еще не может понять язык, на котором вы говорите, или тон вашего голоса при рождении, но она определенно знакома с ним, поскольку слышала вас все время изнутри матки.

В ближайшие месяцы она начнет настраиваться на тон вашего голоса и будет пытаться передать вам определенные звуки и выражения. Понимание тона вашего голоса станет важной вехой в развитии, которую ваш ребенок перейдет в первые месяцы своей жизни.

Когда он развивается?

При рождении ваш малыш может не понимать тон вашего голоса, значение слов или язык, который вы используете для общения с ним.Однако она может воспринимать такие эмоции, как любовь, счастье, беспокойство, беспокойство и гнев. Она будет постепенно увеличивать словарный запас и со временем научится понимать, что вы пытаетесь сказать по тону вашего голоса.

Ниже приведены вехи развития понимания и восприятия вашим ребенком языка и общения:

1. От новорожденных до двух месяцев

Как только ваш ребенок рождается, он начинает усваивать и воспринимать информацию. Хотя эта информация может показаться чуждой вашему малышу, он учится эмоционально адаптироваться к вам и остальным членам семьи.Ваш ребенок чувствует себя в безопасности в семейном окружении, в котором он родился.

2. От двух до четырех месяцев

Ваш малыш начинает наблюдать за всем, что его окружает. Теперь он может понимать вашу реакцию на его действия. В три месяца ваш ребенок начнет пытаться отвечать на ваши действия. Он начнет издавать определенные булькающие звуки, когда услышит тон вашего голоса.

3. От четырех до семи месяцев

Теперь ваш малыш может полностью настроиться на тон вашего голоса. Она начнет узнавать имена, которые вы ей называете, и будет реагировать на ваши слова действиями или забавными звуками. Когда вы говорите счастливым, она радостно ответит вам, а если вы рассердитесь, она начнет плакать. Она сможет отличить вас от других членов семьи. Она свяжет каждый тон голоса с соответствующей личностью.

4. От семи до двенадцати месяцев

Теперь ваш ребенок может подчиняться приказам. Он будет следовать и делать то, что вы говорите. Ваш малыш также будет проверять вашу реакцию на его действия и поведение.Он также будет понимать и связывать действия и жесты с определенными словами, такими как отказ от еды или махание кому-то на прощание. Он начнет медленно произносить и копировать слова, которые говорите вы или ваш супруг.

Регулярный разговор с малышом поможет ему научиться понимать тон вашего голоса и улучшить коммуникативные навыки. Поощряйте реакцию ребенка на ваше поведение, поскольку он поймет, что приемлемо, а что нет. Ваш ребенок скоро разовьет зрительный контакт, язык тела и начнет общаться так же, как и вы!

младенцев в возрасте от 6 месяцев понимают злобные тона голоса, согласно новым исследованиям

Возможно, это не лучшая новость для истощенных родителей, но если вы когда-либо беспокоились о важности быть веселым со своим ребенком, наука кажется официально на борту о проявлении позитивного, приветливого отношения к вашему малышу. Новое исследование показывает, что младенцы в возрасте 6 месяцев понимают гневные тона голоса, и теперь вы знаете, что вам действительно нужно расслабиться.

Как сообщает Reuters, научный журнал PLoS ONE опубликовал новое исследование, основанное на Манчестерском университете в Англии.

В новом исследовании ученые стремились установить связь между тоном голоса и той частью мозга, которая связана с интерпретацией эмоциональной природы вокализации, поясняет Рейтер, добавляя, что мозг начнет в основном искать «гневный» тон, как в возрасте 6 месяцев.

Согласно сайту Science Daily, исследователи обнаружили, что даже младенцы чувствительны к тону голоса, точно так же, как взрослый может обрабатывать и интерпретировать чей-то тон, разговаривая с ними.

Как отмечает Reuters, в исследовании участвовали 29 дуэтов мать-ребенок во время игр. Главный автор исследования доктор Чэнь Чжао отметил, что родители, чье взаимодействие было затронуто, практиковали «директивное» воспитание.

«Под« директивой »мы подразумеваем ее в очень специфическом смысле, то есть степень, в которой родитель склонен вести себя и / или комментировать таким образом, чтобы контролировать или ограничивать участие ребенка в игре или общении», -Чжао сообщил Reuters по электронной почте.

По данным EurekAlert! Исследователи обнаружили, что и гневные, и счастливые вокализации активировали лобно-корковую сеть мозга младенцев.

На сайте добавлено, что мозг активнее реагирует на гнев, когда рассматриваемая мама принимает более директивный подход к проведению времени со своим ребенком.

«Наука о мозге показывает, что мозг младенцев чувствителен к различным эмоциональным тонам, которые они слышат в голосах. Такие тона могут вызывать различные модели активации в областях мозга младенца, которые, как известно, также участвуют в обработке голоса у взрослых и детей старшего возраста» Чжао сказал, согласно Science Daily.«Эти закономерности также показывают, что ранняя забота о младенцах может влиять на реакцию мозга, так что чем более назойливым и требовательным является их мать, тем сильнее реакция мозга этих 6-месячных детей на слышимость гневных голосов».

И хотя большинство родителей уже знают, что даже маленькие дети чувствительны к своим опекунам, кажется, что все время происходит все больше изменений, связывающих раннее детство и отношения и эмоции родителей.

Исследование Вашингтонского университета, проведенное пару лет назад, показало, например, что малыши могут контролировать свое поведение, чтобы не рассердить взрослых.

Подобные исследования потенциально могут заставить родителей почувствовать, что они должны делать что-то определенным образом или что они ошибаются, хотя, возможно, это не так. Нет необходимости полностью менять все, основываясь на результатах нескольких небольших исследований.

Тем не менее, эта штука завораживает, и, если честно, она просто напоминает вам, что, хотя быть молодой мамой иногда может казаться самой сложной и красивой работой на земле, маленькие дети чувствительны ко всем изменениям, происходящим в доме, тоже.

Чувства: как и что понимает ребенок?

Мы исследуем истоки человеческого развития. Мы обсуждаем три столпа развития: чувства (аффекты), язык и познание.

В настоящее время мы изучаем вопрос языка — особенно с точки зрения важности слов и языка еще до того, как ребенок заговорит. Младенец погружен в слова — от беременности до раннего детства и далее. В некотором смысле у ребенка нет «довербального» периода (Vivona, 2012, 2014).Это время «слова прежде, чем говорить» очень важно, особенно с точки зрения родителей, «выражающих чувства».

Итак, поехали…

Как и что ребенок понимает — даже до того, как заговорить?

В младенчестве ребенок и опекуны общаются с помощью мимики, жестов и звуков. Мы подробно описали этот процесс ранее. У всех младенцев есть универсальная, унаследованная, встроенная сигнальная система, с помощью которой они отправляют и принимают сигналы.Эти сигналы называются чувствами, такими как удовольствие, удивление, гнев и страх. (Технические термины — «первичные аффекты» или «категориальные аффекты».)

Сначала ребенок может понять значение вашего тона голоса, интонации, жестов и мимики. Исследования показали, что успокаивающие слова и тона воспринимаются младенцем иначе, чем тревожные и гневные звуки или слова. Но также потрясающе осознавать, как быстро маленькие дети сами понимают значение слов.С первых дней жизни дети развивают словарный запас. В этом юном возрасте способность ребенка понимать слова намного превосходит его способность говорить слова. Это одна из причин, по которой имеет смысл много говорить с очень маленькими детьми … они учат слова и значения задолго до того, как научатся говорить!

Это кайф, когда родители понимают, сколько ребенок усваивает и учится, прежде чем произнесет свое первое слово. Наконец, они могут разговаривать со своими детьми и быть понятными.«Пожалуйста, принесите мне свои туфли, чтобы мы могли их надеть»… и вот, ребенок приносит свои кроссовки. «Не могли бы вы поднять поезда с пола, чтобы никто не наступил на них и не сломал их?» И он забирает свои поезда. Ребенок, возможно, еще не в состоянии говорить, но он накапливает понимание многих, многих слов — гораздо большего, чем он сможет выразить в течение месяцев и месяцев.

Из слов в чувства

Итак, ребенок никогда не бывает слишком молодым, чтобы понять, что происходит (даже на чисто эмоциональном уровне), и никогда не бывает слишком молодым, чтобы с ним разговаривать.Но как только вы это поймете, вы также можете спросить себя: о каком разговоре? Какие слова? С какой целью? Практически любые разговоры и слова могут быть полезным учебным опытом для вашего ребенка. Но особенно полезная стратегия с вашим довербальным ребенком — это обозначать свои чувства словами. Вознаграждение будет огромным, если в разговоре можно будет как можно раньше включить слова для выражения чувств. Как мы объясняли ранее, довербальные младенцы и младенцы используют девять сигналов для выражения своих потребностей, страхов, чувств и желаний.Эти сигналы (интерес, удовольствие, удивление, беспокойство, гнев, страх, стыд, отвращение и распад) передаются через мимику, вокализацию и жесты.

Родители могут помочь маленьким детям осознать свои чувства (и почувствовать, что родители «понимают их»), используя слова для обозначения девяти сигналов всякий раз, когда представляется возможность. «Вы в восторге от этого блестящего макияжа!» «Вы испугались, когда собака так быстро подбежала». «Вы разозлились, когда я сказал, что перед ужином больше не печенья.

Некоторые исследования показывают, что способность родителей связывать слова и чувства является важным аспектом хороших отношений между родителями и детьми и здорового развития личности ребенка. Грег Лоудер и его коллеги — исследователи-психоаналитики из Нью-Йорка и Калифорнии. За последние несколько лет они исследовали этот вопрос в серии интересных исследований. В 2007 году эти исследователи красноречиво резюмировали свою работу следующим образом: «Многие факторы влияют на то, насколько успешно мать сможет справиться с родительским опытом.Первичным фактором может быть ее способность связывать свои эмоции с языком. Ее способность делать это более или менее успешно будет влиять на ее способность регулировать эмоции по мере их возникновения, наряду с ее способностью получать поддержку от других, успешно передавая то, что она чувствует »(стр. 266).

Существует также обширная литература по экспериментальной психологии, которая поддерживает эффективность интерпретации аффекта, особенно как жизнеспособной формы эмоциональной регуляции. Экспериментальные исследования показали, что вербализация (устная или письменная) текущего эмоционального переживания уменьшает дистресс, в отличие от отсутствия вербализации, вербализации неэффективного материала, отвлечения внимания или переоценки (Frattaroli, 2005; Kircansky, Lieberman, Craske, 2012; Pennebaker and Chung, 2011 ).Кроме того, нейровизуализационные исследования показывают, что аффективная маркировка снижает реакцию миндалины и усиливает активность коры (Либерман и др. 2007).

Примеры

Вот пример того, как ребенок выражает свои чувства словами. Допустим, ваша маленькая дочка ползет к игрушке и случайно кладет руку на острую канцелярскую кнопку. Ее брови изогнутся посередине, уголки рта опустятся, подбородок начнет дрожать, она может начать плакать, а затем лицо покраснеть и выть.Увидев или услышав это, вы, вероятно, подойдете, подберете ее, скажете что-то вроде «О, дорогая, мне так жаль», успокоите ее, прижмитесь к ней и, возможно, поцеловите ее руку, где она болит.

Что ты здесь сделал? Вы правильно поняли, что канцелярская кнопка вызвала у вашей дочери беспокойство, страх, а затем, возможно, чрезмерное беспокойство и гнев. В ответ вы обратились к спусковому крючку ее боли, избавились от кнопки, поцеловали больную руку и успокоили ее.

В этом случае вы поняли реакцию своей дочери — вы превратили выражение ее лица и крики в чувства горя, гнева и страха.Это перевод. Многие родители могут делать это инстинктивно — понимать, какие чувства выражает их ребенок через выражение лица и плач. Некоторые родители также знают о существовании врожденных чувств и могут в то время переводить выражения в слова: «Ой, дорогой, это больно, не так ли? Я вижу, ты расстроен и напуган ».

Рассмотрим другой пример. Ваш маленький мальчик ползет по полу и замечает маленькую красную машину. Он поднимает его, пристально смотрит на него, его брови немного опущены, а рот слегка приоткрыт.Теперь он начинает активнее играть с ним, радостно булькая, бегая им взад и вперед по полу. Вы понимаете, что ему интересна маленькая машинка, и он взволнован, играя с ней. Технически проявление интереса сработало — именно то, что вы хотите. Вы можете даже выразить это словами: «Тебе действительно интересна эта машина — это здорово! Вы действительно в восторге! »

Это самый ранний вид перевода, перехода от мимики и вокализации к чувствам.Позже мы обсудим другой тип перевода, который труднее для многих родителей: переход от слов ребенка к его чувствам.

В следующем месяце: мы обсудим «Когда дети начнут говорить».

Ссылки для заинтересованных читателей

Frattoroli J (2005). Экспериментальное раскрытие и его модераторы: метаанализ. Психол Булл 132: 823-865.

Киркански К., Либерман, доктор медицины, Краске М.Г. (2012). Ощущения словами: вклад языка в экспозиционную терапию.Psychol Sci 23: 1086-1091, 2012.

Либерман MD и др. (2007). Облечь чувства словами: маркировка аффекта нарушает активность миндалины в ответ на аффективные стимулы. Psychol Sci 18: 421-428.

Лоудер Г., Буччи В., Маскит Б., Кристиан С. (2007). Резюме плакатов II. Человеческое развитие: Взаимодействие с психоаналитическими точками зрения: Трудно сказать: проблема соединения эмоций и языка для молодых мам. J Amer Psychoanal Assn 55: 265-269.

Пеннебейкер Дж. У., Чанг СК (2011).Выразительное письмо: связь с физическим и психическим здоровьем. В Оксфордском справочнике по психологии здоровья (HS Friedman, ed). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 417-437.

Вивона Дж. М. (2012 г.). Есть ли невербальный период развития? J Amer Psychoanal Assn 60: 231-265.

Вивона Дж. М. (2014 г.). Введение: как разговор лечит? J Amer Psychoanal Assn 62: 1025-1027.

Рекомендуемые детские книги месяца доктора Холинджера

[Все любят бабочек] Все любят бабочек
Автор: Танис Тейлор | Иллюстратор: Масуми Фурукава
Нью-Йорк: Паррагон, 2013

Это замечательная история о гусенице, которая хочет остаться гусеницей, а не вырасти и превратиться в бабочку.Потрясающая метафора!


[Приключения Бикла] Приключения Бикла: Невероятный друг
Автор и иллюстратор: Дэн Сантат
Нью-Йорк: Little, Brown and Company, 2014

Обладатель медали Калдекотта 2015 года. Пронзительная история о мужестве, дружбе и привязанности.

ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ В НОВОСТЯХ

Физические наказания стали актуальной темой для разговоров после недавнего заявления Папы. Щелкните здесь, чтобы прочитать заявление Папы.

Как и ожидалось, на его заявление было много существенных откликов. Ниже приведены ссылки на несколько примечательных ответов.

Ответ бывшего президента Ирландской Республики
http://www. belfasttelegraph.co.uk/news/local-national/republic-of-irelan …

Ответ Папской комиссии по сексуальному насилию
http : //www.news1130.com/2015/02/07/popes-sex-abuse-commission-alarmed-by …

[Dr. Холингер] О докторе Поле Холингере
Dr.Холингер — бывший декан Чикагского института психоанализа и основатель Центра детской и подростковой психотерапии. Его внимание уделяется развитию младенцев и детей. Доктор Холинджер также является автором известной книги «Что говорят младенцы, прежде чем они начнут говорить».

Взаимодействие с матерью может помочь сформировать ту же область мозга, которую взрослые используют для обработки голосовых эмоций — ScienceDaily

Та же сеть мозга, которую используют взрослые, когда они слышат гневные вокализации, действует у младенцев в возрасте шести месяцев, и это самый сильный эффект. у младенцев, матери которых проводят больше всего времени, контролируя свое поведение, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале открытого доступа PLOS ONE Чен Чжао из Университета Манчестера, Великобритания, и его коллегам. Исследование показывает, что сеть, задействованная в обработке речевых эмоций взрослых, начинает действовать довольно рано, и что ее чувствительность к гневу частично является результатом материнского взаимодействия.

На протяжении многих поколений было признано, что младенцы могут различать эмоциональное содержание голосов своей матери задолго до того, как они понимают слова, на основе интонации, тона, ритма и других элементов. У взрослых этот эмоциональный контент обрабатывается лобными и височными долями. Были проведены исследования мозга у младенцев, но шум аппарата МРТ затруднил анализ реакции на звуки.

В текущем исследовании авторы преодолели это ограничение, используя функциональную ближнюю инфракрасную спектроскопию, бесшумный, неинвазивный метод, который измеряет кровоток в областях коры головного мозга, в то время как младенцы сидели на коленях у матери и слушали записанные неречевые вокализации, которые вызывали гнев , счастливые или нейтральные по эмоциональности. Отдельно команда также наблюдала одни и те же пары мать-младенец во время игры на полу, количественно оценивая взаимодействия матери с точки зрения как чувствительности к поведению ребенка по мере его изменения, так и направленности или степени, в которой мать пыталась контролировать поведение ребенка.

Они обнаружили, что как гневные, так и счастливые вокализации активировали лобно-корковую сеть, а уровень активации в ответ на гнев был выше у тех младенцев, матери которых были более директивными в своих взаимодействиях. Результаты показывают, что больший опыт директивного ухода или стресса, который он вызывает, усиливают способность мозга младенца обнаруживать гневные вокализации и реагировать на них.

Чжао добавляет: «Наука о мозге показывает, что мозг младенцев чувствителен к различным эмоциональным тонам, которые они слышат в голосах.Такие тона могут вызывать различные модели активации в областях мозга младенца, которые, как известно, также участвуют в обработке голоса у взрослых и детей старшего возраста. Эти закономерности также показывают, что ранний уход, которым подвергаются младенцы, может влиять на реакцию мозга, так что чем более назойливым и требовательным является их мать, тем сильнее реакция мозга этих 6-месячных детей на слышимость гневных голосов ».

История Источник:

Материалы предоставлены PLOS . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

матерей используют универсальный тон голоса, когда разговаривают с младенцами | Наука

Вот эксперимент, который стоит попробовать, когда в следующий раз встретите ребенка, попробуйте вести нормальный разговор. Это очень сложно, не правда ли? Да, это так! О да, это так!

Когда мы разговариваем с младенцами, мы все естественным образом переключаемся на энергичный певучий тон.Мы используем простые слова и короткие предложения. Мы взволнованы. Наша высота звука повышается в конце предложения. Эти особенности «парентеральной» или детской речи (IDS), по-видимому, являются общими для многих языков.

Новое исследование, опубликованное в журнале Current Biology , показало, что при разговоре с младенцами происходят универсальные изменения тембра голоса. Тембр описывает качество голоса или музыкального инструмента. Разница между скрипкой и трубой, играющими одну и ту же ноту, заключается в различии тембра.

Элиза Пьяцца, научный сотрудник Принстонского института нейробиологии, пригласила 12 англоговорящих матерей в Princeton Baby Lab и записала, как они разговаривают со своими младенцами (в возрасте от восьми до 12 месяцев) и со взрослым. Записи были преобразованы в «вокальные отпечатки пальцев» стандартным статистическим методом. Это создает уникальный частотный профиль для данного динамика, который может надежно отличать один динамик от другого по тембру.

Элиза и ее коллеги, Мариус Иордан и Кейси Лью-Вильямс, затем использовали компьютерный алгоритм для сравнения речи взрослых и детей. Это показало, что все матери постоянно меняют тембр голоса, разговаривая с младенцами.

Авторы провели несколько проверок, чтобы показать, что это не просто результат того, что матери говорят с младенцами на высоком уровне. Но настоящее испытание произошло, когда были зарегистрированы еще 12 матерей, говорящих на девяти разных языках, включая испанский, русский и кантонский.Алгоритм обнаружил ту же разницу между их речью, ориентированной на взрослых и детей.

Элиза описывает изменение как «сигнал, который матери неявно используют для поддержки изучения языка младенцами». Следующая гипотеза заключается в том, что младенцы могут обнаружить эту разницу, чтобы помочь им узнать, когда к ним обращаются. Исследователи ищут способы проверить это. Это согласуется с тем, что мы уже знаем об IDS: мы делаем это, чтобы помочь младенцам учиться.

Патрисия Куль показала, что IDS преувеличивает различия между гласными звуками, облегчая детям различение слов.Этот образец был найден на английском, русском и шведском языках. Другое исследование показало, что IDS имеет акустические особенности счастливой речи, ориентированной на взрослых, и авторы заявили, что «особенным является широко распространенное выражение эмоций у младенцев по сравнению с более сдержанным выражением эмоций при типичных взаимодействиях взрослых».

Младенцы, изучающие язык, совершают удивительные подвиги. Из приглушенных границ матки они уже узнали достаточно, что при рождении они предпочитают голос своей матери и ее родной язык другой женщине или другому языку.

Младенцы учатся узнавать голоса своей матери еще до рождения. (GagliardiImages / Shutterstock)

Недавнее исследование показало, что недоношенные дети в отделениях интенсивной терапии издают больше вокализации в ответ на то, что слышат речь взрослых. Если взрослые перестают отвечать, младенцы замечают это и тоже перестают отвечать.

Тестирование пятимесячных младенцев с помощью этой процедуры также показало, что младенцы перестали петь.Более того, чем больше эти младенцы были настроены на поведение опекуна в пять месяцев, тем лучше они понимали язык в 13 месяцев.

В другом очаровательном исследовании ученые записали прото-речь трех-четырехмесячных младенцев, говорящих сами с собой. Младенцы выражали весь спектр эмоций своим визгом, рычанием и бульканьем.

Раскрытие тайн

Между прочим, это новое исследование может также прояснить тайну моей собственной работы. В прошлом году, когда мы помогали Имоджен Хип в создании песни, которая делает детей счастливыми, мы посоветовали ей записать ее в присутствии своей 18-месячной дочери.Исследования 1990-х годов показали, что младенцы могут заметить разницу; они предпочитают пение, которое действительно детское. Я никогда не верил в это в то время, но теперь новая мера тембра позволит нам это проверить.

Для младенцев, как и для взрослых, язык действительно изучается в разговоре. С самого начала младенцы хотят присоединиться к ним, и между матерями и их новорожденными начинаются прото-разговоры; кормящие матери ждут пауз в действиях своих младенцев, чтобы поговорить с ними. Это новое исследование подчеркивает универсальный сигнал, который дает младенцам понять, что мы с ними разговариваем.

Да, мы! О да, мы!


Эта статья изначально была опубликована на сайте The Conversation.

Каспар Аддиман, преподаватель психологии развития, Goldsmiths, Лондонский университет

Гипотония — NHS

Гипотония — это медицинский термин, обозначающий снижение мышечного тонуса.

Здоровые мышцы никогда не расслабляются полностью. Они сохраняют определенное напряжение и жесткость (мышечный тонус), которые можно почувствовать как сопротивление движению.

Например, человек полагается на тонус мышц спины и шеи, чтобы сохранять свое положение, когда он стоит или сидит.

Мышечный тонус снижается во время сна, поэтому, если вы засыпаете сидя, вы можете проснуться, закинув голову вперед.

Гипотония — это не то же самое, что мышечная слабость, хотя задействовать пораженные мышцы бывает сложно.

В некоторых случаях мышечная слабость иногда развивается в связи с гипотонией.

Чаще всего обнаруживается у младенцев вскоре после рождения или в очень молодом возрасте, хотя может развиться и в более позднем возрасте.

Признаки гипотонии

Гипотония, присутствующая при рождении, часто становится заметной к 6 месяцам, а то и раньше.

Новорожденных и маленьких детей с тяжелой гипотонией часто называют «гибкими».

Признаки гипотонии у ребенка включают:

  • мало или совсем не контролируют мышцы шеи, поэтому их голова имеет тенденцию шлепаться
  • ощущение вялости при удерживании, как будто они легко могут выскользнуть из ваших рук
  • неспособность перенести какой-либо вес на мышцы ноги или плеча
  • их руки и ноги свешиваются прямо вниз по бокам, а не сгибаются в локтях, бедрах и коленях
  • затрудняется сосать и глотать
  • Слабый крик или тихий голос у детей грудного и раннего возраста

Ребенку с гипотонией часто требуется больше времени, чтобы достичь вех в моторном развитии, таких как сидение, ползание, ходьба, разговор и самообслуживание.

У взрослого с гипотонией могут быть следующие проблемы:

  • неуклюжесть и частые падения
  • затруднение при вставании из положения лежа или сидя
  • необычно высокая степень гибкости бедер, локтей и колен
  • трудности с дотягиванием или поднятием предметов (в случаях, когда также наблюдается мышечная слабость)

Что вызывает гипотонию?

Гипотония — это скорее симптом, чем состояние.Это может быть вызвано рядом различных основных проблем со здоровьем, многие из которых передаются по наследству.

Гипотония также может иногда возникать у людей с церебральным параличом, когда ряд неврологических (связанных с мозгом) проблем влияет на движения и координацию движений ребенка, а также после серьезных инфекций, таких как менингит.

В некоторых случаях у недоношенных детей (до 37-й недели беременности) наблюдается гипотония, потому что их мышечный тонус еще не полностью сформирован к моменту рождения.

Но при отсутствии других основных проблем ситуация должна постепенно улучшаться по мере развития ребенка и взросления.

Подробнее о причинах гипотонии.

Диагностика гипотонии

Если у вашего ребенка выявлена ​​гипотония, его следует направить к специалисту в области здравоохранения, который попытается определить причину.

Специалист спросит о вашем семейном анамнезе, беременности и родах, а также о том, возникали ли какие-либо проблемы с рождения.

Также может быть рекомендован ряд тестов, в том числе анализы крови, компьютерная томография или МРТ.

Подробнее о том, как диагностировать гипотонию.

Лечение гипотонии

В зависимости от причины гипотония со временем может улучшиться, остаться прежней или ухудшиться.

Младенцы с гипотонией, возникшей в результате преждевременного рождения, обычно поправляются по мере взросления.

Младенцы с гипотонией, вызванной инфекцией или другим заболеванием, обычно поправляются, если основное заболевание лечится успешно.

К сожалению, часто невозможно вылечить основную причину гипотонии.

Гипотония, переданная по наследству, будет сохраняться на протяжении всей жизни человека, хотя двигательное развитие ребенка может со временем неуклонно улучшаться в случаях, которые не прогрессируют (не ухудшаются).

Лечение также может помочь улучшить такие функции, как подвижность и речь. В этих случаях лечение может включать физиотерапию, трудотерапию, речевую и языковую терапию.

Подробнее о лечении гипотонии.

Последняя проверка страницы: 11 июня 2018 г.
Срок следующей проверки: 11 июня 2021 г.

Почему важно то, как вы разговариваете с ребенком

Как родители, мы много думаем о том, как наши дети разговаривают с нами и как они себя ведут. Мы исправляем их, когда им нужна дисциплина, и следим за тем, чтобы они придерживались хороших манер и удерживали их от грубого поведения. Но мы не всегда можем обращать внимание на то, что мы говорим , и как мы это говорим.

Оценка того, как вы разговариваете с ребенком

Нам часто бывает трудно объективно оценивать свои действия. Обдумывая вопрос о том, как бы вы описали повседневное взаимодействие с ребенком, представьте, что вы записываете свои взаимодействия и воспроизводите цифровые изображения и звук. Ваш голос звучал бы терпеливым и любящим?

Казалось бы, вы были заинтересованы и заинтересованы в том, что говорит ваш ребенок? Или вы бы увидели, что вы пренебрегаете своим ребенком (пренебрегая телефоном) — отправляете текстовые сообщения друзьям, проверяете сообщения на своем мобильном телефоне — вместо того, чтобы полностью уделять внимание ребенку? Другими словами, если бы вы записали себя и воспроизвели его, вы бы подумали, что были на высоте?

Если ответ отрицательный, подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить способ общения с ребенком.Ваш голос резкий, нетерпеливый или сердитый, когда вы говорите с ребенком о том, что он сделал неправильно? Вы сердитесь на своего ребенка, даже если он не сделал ничего плохого, потому что вы устали?

Подумайте о тоне голоса, который вы используете, и обратите особое внимание на то, как вы можете смягчить его, когда говорите со своим ребенком, даже если вы исправляете поведенческую проблему.

Почему следует использовать позитивный тон

Вот несколько важных причин, по которым ваш тон голоса и слова, которые вы используете, могут сделать общение и взаимодействие между родителями и детьми более позитивными и полезными.

Ваш ребенок более склонен слушать

Это основная логика. Что бы вы предпочли — кого-то, кто разговаривает с вами резким или критическим тоном, или кого-то, кто разговаривает с вами спокойным, разумным и приятным голосом? Даже если есть разногласия или вам нужно исправить что-то, что делает ваш ребенок, мягкий голос, даже если он твердый, может привлечь больше внимания вашего ребенка, и он с большей вероятностью будет слушать то, что вы говорите.

Быть суровым — неэффективно

Когда вы кричите или агрессивно говорите с ребенком, у вас меньше шансов добиться хороших результатов и даже навредить вашим отношениям.Фактически, исследования показывают, что крик может быть таким же вредным, как и агрессивное наказание. Конечно, ваш ребенок может слушать в краткосрочной перспективе, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок развил навыки, необходимые для регулирования своего поведения, красиво говорить — это явно лучший способ пойти.

Дети учатся на нашем поведении

Самый надежный способ научить ребенка говорить с вами хорошо — это хорошо с ней разговаривать. А если постоянно критиковать и жестко говорить с ней? Что ж, вы можете догадаться, что вы от этого получите.

У вас будут более крепкие отношения

Когда вы относитесь к своему ребенку с уважением и добротой, вы укрепите свою связь. Говорите с ребенком «Спасибо» и «Пожалуйста» и твердо объясните, что ожидаете от него того же. Хорошие манеры и уважение друг к другу приблизят вас; грубые слова и резкий голос будут иметь противоположный эффект.

Ваш ребенок будет более уважительным

Когда вы разговариваете с ребенком дома приятным тоном, он, естественно, сделает это в школе и в других местах.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*