Этикет для детей школьного возраста: уроки вежливости и хорошего поведения – Правила этикета в школе. Топ-20 общих правил

  • 31.01.2021

Содержание

Правила этикета в школе. Топ-20 общих правил

Современные школьники, к сожалению, склонны игнорировать правила этикета. Учителя считают детей балованными, невоспитанными, а родителей часто вызывают в школу. При этом детям в начальной школе не всегда объясняют эти правила этикета, считая это само собой разумеющимся фактом. А главное – никто не объяснит почему нужно вести себя так, а не иначе.

Каждый из нас должен познать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, кушать и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы – взрослые считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Содержание статьи:

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «

как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков – тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.правила этикета и поведения в школе

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

И все же родители или учителя должны брать на себя эту ответственность? Скорее, это соработничество. Одним из важнейших этапов познания всех правил, является школьное обучение. Помимо школьной теории, знаний в математике и литературе учителя должны объяснять и показывать «нормы поведения». Школьное воспитание так же важно, как и дома в семье. Ведь школа становится еще одним домом, где школьники должны научиться важным правилам поведения в обществе. Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример. И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которыми ребенок будет следовать всю жизнь.

3 формы обучения правилам этикета в школе

  1. Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ». Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видео презентации.какие правила этикета
  2. Проведем тренинг. Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
  3. Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:существующие правила этикета

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока – отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя, внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой кушай аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?зачем правила этикета

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Третья причина – неврологический или психиатрический диагноз (возможно задержка развития, гиперактивность или другие проявления, которые требуют вмешательства специалистов. Об этих моментах скажет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая комплексно изучит реакции и поведение ребенка совместно с родителями.»

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В тоже время, 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.этикет правила поведения

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все что мы получаем от школьного воспитания в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходима для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Этикет для детей и в школе

Этикет для детей предполагает правила хорошего поведения, которые позволяют быть ребенку вежливым, дружелюбным и воспитанным. 

Их применяют с родными, близкими, друзьями, учителями и другими взрослыми.

Базисное правило детского этикета заключается в том, чтобы ребенок понимал, что необходимо уважительно относиться ко всем окружающим независимо от их пола, возраста, социального статуса.

Детей с самого раннего возраста родные, близкие, другие взрослые (воспитатели, учителя и пр.), книги и прочие источники учат правилам общения, поведения.

Этикет для детей можно условно разделить на несколько разновидностей:

  • для школьников;
  • правила телефонных звонков;
  • этикет за столом;
  • правила поведения в гостях и при принятии гостей, в кино, театре и на концерте;
  • правила ведения беседы;
  • правила поведения в общественном транспорте.

Если рассматривать этикет для детей различных лет в общем, то он будет заключаться в том, что ребенку неприлично делать следующее:

  • не здороваться с членами семьи по утрам и вечерам;
  • ковыряться под ногтями и в зубах, почесывать голову и копошиться в волосах;
  • громко кричать, разговаривать, топать, вести себя вызывающе и чересчур навязчиво;
  • хлопать дверью;
  • не прикрывая рот чихать, кашлять и отрыгивать;
  • без стука, а также без разрешения входить в закрытое дверью помещение;
  • обходя кого-то, вырываться вперед и не приносить за это извинение;
  • шаркать ногами;
  • прерывать разговор других людей без важной причины и разрешения;
  • жевать на людях жевательную резинку.

Далее мы подробнее рассмотрим, какие существуют правила поведения за столом, а также какие правила должен соблюдать каждый ученик.

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек. Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что правила поведения для детей за столом имеют некоторые отличия от столового этикета для взрослых.

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

  1. Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени. Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
  2. Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
  3. Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
  4. Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
  5. Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
  6. Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
  7. Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти. Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
  8. Встают со стула с правой стороны.

Рекомендация: правила этикета за столом для детей должны выполняться с самого раннего возраста.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Этикет ученика

Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.

Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.

Ключевые правила поведения для детей школьного возраста в учебном учреждении:

  • Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
  • Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
  • Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
  • На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
  • Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
  • На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
  • Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
  • Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
  • Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
  • Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону. 

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила и осваивать правила этикета в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.

Жду ваши комментарии, вопросы и дополнения в комментариях.


Поделиться новостью в соцсетях

 

Об авторе: Вилков Николай

С 1996 года приобрел огромный опыт работая официантом, барменом, администратором в кафе, ночных клубах и ресторанах. Имею опыт работы на банкетах, фуршетах, выездных мероприятиях, знаком со многими коллегами в сфере общепита, являюсь автором видео-курса для официантов.

« Предыдущая запись Следующая запись »

20 правил этикета, которые следует знать каждому ребёнку

Полезное чтение по этикету

Время энциклопедических наставлений прошло. Сегодня, если вы хотите, чтобы ребёнок чему-то научился, нужно привлечь игру и говорить на понятном ему языке. У нас есть несколько книг, которые пригодятся малышам и ребятам постарше.

Хорошие манеры


Говорить о правилах поведения скучно и неинтересно, поэтому дети часто не воспринимают такие «воспитательные» разговоры. Но эта яркая и смешная книга написана на «языке ребенка». Она точно обратит на себя его внимание, запомнится и поможет вырасти человеком воспитанным и вежливым.

На каждом развороте вы найдете простой совет о том, как вести себя дома и на улице, в транспорте и в общественном месте, в гостях и за столом. А чтобы совет хорошо запомнился и усвоился, рядом — смешная иллюстрация!

Серия книг «Моцарт и Робинзон»


В серии историй про Моцарта и Робинзона три книги, в каждой с друзьями происходят интересные приключения! В сюжет вплетены познавательные и даже воспитательные моменты: например, мышонок Моцарт всегда просит Робинзона мыть руки и вытирать ноги перед входом в дом.

А красочные иллюстрации и инструкции помогут смастерить что-то интересное, что описано в книге — космическую ракету, маленький кораблик или яблочные блины.

Принц и Свинтус


Эта книга — весёлый и увлекательный антипример правильного поведения. Её следует читать, чтобы вдоволь посмеяться и увидеть, как не нужно себя вести.

«Однажды юный Свинни Пиг шагал домой с прогулки…» — так начинается полное искрометного юмора стихотворение о прожорливом Свинтусе, которого по ошибке приняли за принца. И о Принце, который обернул досадное недоразумение в свою пользу. Вариация на тему «Принца и Нищего», которая дает возможность заинтересовать ребенка классическим произведением Марка Твена.

Иллюстрации украшают эту книгу и созвучны ей — веселые, с множеством деталей, мастерски обыгрывают сходство Свинтуса и Принца, подчеркивают индивидуальность всех без исключения героев, полны занимательных подробностей.

Обложка поста отсюда

Веселый этикет | Азбука воспитания

Предлагаем вам специально подобранные стихи для детей на тему этикет: знакомство, идем в гости, приятного аппетита, извинение, волшебные слова, разговор по телефону, прощание.Все стихотворения отличает то, что они написаны с большим чувством юмора, и, в тоже время, учат тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек.Представления о правилах поведения могут различные у разных народов, в разных странах.А вот как, например, представляет себе этикет Кролик из сказочной повести Льюиса Кэролла (пер. Б. Заходера) «Алиса в стране чудес»:

Пропали перчатки,
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?!
Ведь я не могу нарушать этикет!!!
Все скажут, что Кролик
Разут и раздет!..

Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях. Вежливость — это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину люди вежливое обращение могло звучать иначе, чем сейчас, например, у Пушкина в сказке «О царе Салтане»:

«Князь им вымолвил тогда:
— Добрый путь вам, господа!».

Несостоявшееся знакомство. (В. Левин)

Билли и Долл
Полезли на стол —
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл.
Он шишку набил.
А Долли свалилась потом.

Из песенок Винни-Пуха. Утренняя песенка (Б. Заходер)

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, тарам-парам —
На то оно и утро!

Под вечер — скоро спать пора,
Хозяева зевают…
Вот если гость пришел с утра —
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра
Ему спешить не надо.
Кричат хозяева: «Ура!!!»
(Они У-жасно Ра-ды!)

Недаром Солнце в гости к нам
Приходит в гости по утрам!
Тарам-парам, тарам-парам —
Ходите в гости по утрам!

Очень вежливый индюк. (Б. Заходер)

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!

Я и сам,- кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь
как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей,
Свинья,-
Ждет тебя Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
Так никто и не пришел —
Ни Корова,
Но Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды
Все они — балды-балды!

И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!

Воскресный завтрак (В. Левин)

Однажды утром в воскресенье
Уселась муха есть варенье,
Но вдруг
Паук
Как прибежит! —
Испортил мухе настроенье
И перебил ей аппетит.

Учтивый разговор (В. Левин)

История очень вежливая и не слишком короткая.

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал:
«Извините, нечаянно».
Второй англичанин любезно ответил:
«Простите, но я ничего не заметил».
«Нет-нет, это вы, ради Бога, простите».
«Простите, но что мне прощать, объясните?»
«Как — «что мне прощать»? Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять».

Тогда
англичанин
толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините —
нечаянно».

На что собеседник любезно ответил:
«Простите,
но я ничего не заметил».
«Нет-нет,
это вы, ради Бога, простите».

«Простите,
но что мне прощать?
Объясните».
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять!»

Тогда
англичанин толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините.
Нечаянно».

На что собеседник
любезно
ответил:
«Простите, но —
я ничего не заметил!»

«Нет-нет!!!
Это вы,
ради Бога, простите!»
«Простите,
Но что мне прощать?!
Объясните!»
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?!!»
«Сэр, вы беспокоитесь,
право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять».

Тогда
АНГЛИЧАНИН
ТОЛКНУЛ
англичанина!
И сразу сказал:
«ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!»
Но тут собеседник ответил иначе:
«Простите,
но я вам, пожалуй, дам сдачи».
И вежливо-вежливо
два англичанина
друг друга
до ночи
тузили
отчаянно.

Размышления после очень вежливого разговора (В. Левин)

По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда —
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость —
Беда,
Когда забудешь меру.

Пожалуйста (А. Кондратьев)

Отменить, что ли,
слово «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет,
Пожалуй, что
Без «Пожалуйста»
Нам становится
Неуютно.

Алло, это море? (Р. Сеф)

Алло!
Это море?
Алло!
Это море?
Вы слышите,
Черное море,
Меня?
Ракушку я взял,
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой
Ракушке.
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Алло!
Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло!
Это парус
Летит на просторе.
Алло!
Это рыба
Плывет в глубине.
Алло!
Отвечайте мне,
Черное море!
Алло!
Отвечайте,
Пожалуйста,
Мне!

Мистер Сноу (В. Левин)

— Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
— Через час. Даю вам слово.
— Вот спасибо, мистер Сноу…

Голландские песенки
Счастливого пути (И. Токмакова)

Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет,-
Счастливого пути!

Усталый человек идет,
Рукой с лица стирает пот,-
Счастливого пути!

А в океанах корабли,
От родины своей вдали,-
Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой найдет,-
Счастливого пути!

По книге Т.С. Резниченко и О.Д. Лариной «Русский язык — от игры к знаниям»

Школьный этикет

Школьный этикет – вежливые правила поведения в школе, обязательные для выполнения. Данная статья рассматривает некоторые из них.


Перед школой

При наличии вопроса, сначала нужно обязательно поднять руку и только после разрешения учителя задать свой вопрос. При этом речь учеников должна быть вежливой, в ней неприемлемы нецензурные выражения и любые формы брани.В школе ученики должны хорошо себя проявлять и быть собранными, поэтому перед тем, как отправляться в школу, ученику стоит проверять свою готовность: сделал ли он домашнее задание, которое было задано на прошлом уроке? Взял ли он с собой все необходимые книги, учебники и другие предметы, которые могут потребоваться на занятии?

Очень важно собирать всё в рюкзак и складывать аккуратно, потому что если не делать этого, то много времени будет тратиться только на то, чтобы найти нужную вещь.

Отдельно стоит проверить, взята ли сменная обувь? Если её забыть, то проверяющий сменную обувь может отправить обратно домой, потому что посещение школы в уличной обуви недопустимо.


В школьной раздевалке

Школьная раздевалка — особое место и здесь имеются свои правила этикета, которые нужно соблюдать.

Каждый день работники гардеробной выполняют большой труд, присматривая за вещами школьников, помогая им найти необходимое, возвращая забытые вещи. К таким людям нужно проявлять соответствующее уважение. Проходя в раздевалку, следует с ними здороваться, а забирая вещи для того, чтобы уйти из школы после уроков — прощаться.
Для того чтобы не создавать работникам гардеробной дополнительных проблем, нужно складывать обувь в сумку и аккуратно вешать её вместе с верхней одеждой на крючок.


Присутствуя на уроке

Когда прозвенел звонок — занятие начинается, ученикам нужно достать свои вещи и аккуратно разложить их на парте. С момента звонка ученику нельзя отвлекаться ни на что постороннее (на уроке школьник не должен жевать жвачку, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном или совершать иную деятельность, не связанную с уроком), ему нужно сосредоточиться и внимательно слушать учителя.

При наличии вопроса, сначала нужно обязательно поднять руку и только после разрешения учителя задать свой вопрос. При этом речь учеников должна быть вежливой, в ней неприемлемы нецензурные выражения и любые формы брани.

На урок могут приходить другие люди, их обязательно нужно приветствовать. Если в класс входит другой учитель или взрослый, ученикам следует дружно, но тихо встать. Сесть будет можно после того, как это разрешил сделать учитель. Когда пришедший человек уходит, нужно снова встать, чтобы попрощаться с ним.

Школа старается дать детям всё необходимое для занятий, ученики должны бережно относиться к имуществу школы и вещам, выдаваемым им лично. Не допускается рвать книги, рисовать на партах и совершать иные действия, которые приведут к порче имущества.

Завершает занятие тогда, когда прозвенел звонок с урока. Уходить с урока на перемену можно лишь после того, как это разрешил сделать учитель. Если звонок с урока прозвенел, учитель может попросить учеников задержаться, в таком случае они должны выполнить его просьбу.

Покидая занятие, важно убедиться, что учитель задал домашнее задание, а ученик его записал.


В школьной столовой

В школьной столовой есть свой этикет. Как и в других местах, в столовой важно здороваться с её работниками, учителями и другими взрослыми, которые посещают столовую. Перед едой нужно тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем. Других детей, которые посещают столовую, нельзя толкать, также нельзя мешать их приёму пищи.

В столовой нужно вести себя спокойно и интеллигентно, особенно, если приходится стоять в очереди в буфет. Нужно соблюдать эту очередь и делать заказ в отведенном очередью порядке.

Покидая столовую, нужно обязательно поблагодарить и попрощаться с работниками столовой.


На перемене

Когда учитель отпустил с урока, можно выйти на перемену, чтобы пообщаться со своими одноклассниками или заняться иными делами. При этом важно не устраивать драк, не говорить на повышенных тонах и не бегать, так как это чревато травмами.

Перемена длится определенное время, нужно учитывать его, и за 1-2 минуты до окончания перемены возвращаться обратно в класс.


Важно помнить

В школе существуют и общие правила этикета для детей школьного возраста, которые важно соблюдать. К таким правилам относится приход учеников в школу без опозданий, за 5-10 минут до начала урока. Аналогичное правило нужно соблюдать и перед началом урока: приходить за 5-10 минут до него, и ожидать у класса.

При опоздании, нужно постучаться в класс и попросить у учителя разрешения на то, чтобы войти и присоединиться к занятию.

Ученики всегда должны уважать чужой труд, поэтому мусорить в школе запрещается. Все бумажки и иной мусор нужно бросать в специально отведенную корзину.

Мальчики должны уважать девочек и пропускать их вперёд, уступать им места. Все дети должны уважать взрослых и, если в дверях встретился учитель или взрослый, нужно дать ему пройти первым.

Если школьник заболел, то после возвращения в школу он должен принести классному руководителю записку от родителя (законного представителя) о причинах отсутствия (если он отсутствовал до трёх дней). При пропуске занятий более трёх дней, ученик должен принести классному руководителю справку от врача, свидетельствующую о болезни и её лечении.


этика поведения для школьников, общение с людьми

Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Любое общество предполагает определенные правила и нормы поведения, называемые этикетом. В современном мире, увы, их далеко не всегда придерживаются даже взрослые, однако они хотя бы способны сами отвечать за свои поступки. В случае же недостатка этики у детей школьного возраста стыдно должно быть всем – и самим маленьким нарушителям, и их родителям, и учителям.

Мамы и папы должны быть первыми, кто привьет школьнику навыки вежливого общения с людьми и поведения в обществе.

Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Каким видам этикета учить школьника?

Этикет зачастую воспринимается как некая единая система, однако в сложном мире XXI века выделяется уже не менее двух десятков отраслей этики. Не все они могут быть полезны для школьников в силу их возраста, однако добрая половина касается даже малышей. Родители, объясняя своему чаду особенности правил поведения, должны описать нормы, принятые в целом ряде ситуаций.

  • Выходной этикет описывает особенности поведения в общественных местах, таких как театр, кино. Важность этой сферы заключается в том, что здесь взаимодействие происходит с незнакомыми людьми, которые вряд ли сведут существующую проблему к шутке.
  • Гостевая этика рассказывает, что делать в гостях, чтобы не обидеть хозяина. Дети любят ходить в гости, потому следует рассказать им, как сделать так, чтобы всегда быть желанным визитером.
  • Правила поведения в общественном транспорте актуальны для тех детей, которые регулярно пользуются автобусом или метро, чтобы доехать до школы или на занятий в кружке. Эти правила во многом напоминают аналогичные рекомендации для общественных мест, но отличаются более тесным (иногда в прямом смысле) контактом с окружающими.
  • Речевой этикет формирует общественное мнение о человеке вне зависимости от того, где он находится. Дети с раннего возраста должны знать, что вежливость – ключ к успеху в любой ситуации, а грубые и нецензурные выражения недопустимы вовсе.
  • Семейный этикет определяет специфику взаимоотношений в семье. Эта отрасль этики, пожалуй, наименее стандартизирована, поскольку степень равенства между старшими и младшими в каждой семье определяется индивидуально.
  • Правила поведения за столом учат ребенка, что даже способ приема пищи может влиять на негативное восприятие человека окружающими.
  • Телефонный этикет в последние десятилетия существенно расширился как понятие, поскольку теперь включает в себя еще и правила общения по электронной почте и в социальных сетях. Он предписывает, как вести себя в ситуациях, когда общаешься с человеком, которого не видишь.
  • Учебный этикет – это правила поведения в школах и других аналогичных учебных заведениях. Пожалуй, этому аспекту максимальное влияние уделят уже в стенах образовательного учреждения, но все равно первокласснику лучше знать хотя бы некоторые азы до того, как впервые сесть за парту.
Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Когда начинать учить?

Наверное, нет таких родителей, которые хотя бы подсознательно не понимали значение правил этикета, однако открытым остается вопрос о том, когда начинать обучение малыша. Нередко между мамами, папами и детьми возникает конфликт из-за нежелания малышами выполнять требования взрослых, однако причиной этого может быть не вопиющая безответственность ребенка, а всего лишь возрастные особенности.

Следует уяснить, что обучение этикету может происходить и бессознательно, поскольку малыш многому учится, просто наблюдая за окружающими. С самого рождения ребенка члены его семьи должны быть образцом для подражания – так снижается вероятность того, что он «нахватается» плохих манер. Фразы вроде «приятного аппетита» или «спасибо» могут быть в уместный момент обращены к крохе даже тогда, когда он все еще явно не понимает их значения.

Приблизительно с двухлетнего возраста можно начинать и сознательное обучение, однако не стоит превращать его в урок.

Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Усвоение правил на данном этапе происходит благодаря тематическим играм, задачей которых является более активное использование все тех же слов вежливости. Далеко не факт, что ребенок немедленно поймет, усвоит все рекомендации, однако ругать его за это в таком возрасте непозволительно. Впрочем, если малыш допускает какие-то очевидные нарушения правил, ему обязательно нужно об этом сказать. Маленький нарушитель должен почувствовать, что сделал что-то неправильно, но не стоит доводить его до слез.

После достижения четырехлетнего возраста можно начинать прививать ребенку этикет всех отраслей, перечисленных выше. Данным вопросом также занимаются педагоги в детском саду и школе, но основная ответственность все же лежит на родителях. С этого момента круг общения малыша расширяется, и задачей взрослых теперь становится еще и слежение за кругом общения чада. Ребенок на данном этапе своей жизни все еще не понимает разницы между плохим и хорошим, потому может легко перенять дурные манеры у человека, который не стремится вести себя хорошо.

Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Основные положения

Каждая из отраслей этикета имеет добрый десяток собственных правил, но для инстинктивного ориентирования в любой ситуации школьник должен твердо знать хотя бы самые главные позиции.

  • Вежливость по отношению к окружающим вне зависимости от их статуса и возраста обязательна. Следует пользоваться общепринятыми формами приветствия и прощания, просьбы и выражения благодарности. Даже случайное игнорирование таких простых действий может послужить причиной для обиды или злобы.
  • Старшие люди заслуживают повышенной доли уважения – в общении с ними следует избегать фамильярностей (как минимум). Люди пенсионного возраста или с ограниченными возможностями зачастую нуждаются в посторонней помощи, а школьники – одни из тех, кто должен обеспечить ее в первую очередь. Это правило особенно актуально в условиях общественного транспорта: если больше нет свободных мест, а ты сидишь – уступи место пожилому человеку или инвалиду.
  • Человека всегда встречают по одежке, то есть по внешнему виду. За пределами дома встреча с незнакомцами гарантирована, потому всегда нужно выглядеть так, чтобы не стать объектом насмешек или осуждения. Чистота и опрятность – это обязательные характеристики для любого члена общества. Согласно все той же поговорке, провожают по уму, однако постоянное пренебрежение правилами чистоты опускает в глазах окружающих даже гения.
  • Правила элементарной вежливости включают в себя отказ от употребления грубых слов и силовых методов для решения конфликта. В драку лезть непочетно даже в том случае, если вторая сторона старше и сильнее. Школьникам категорически запрещено пить и курить.
  • Не следует нарушать личное пространство людей, даже если хорошо их знаешь. В людных местах недопустимо громко кричать или смеяться, привлекать всеобщее внимание, слушать громкую музыку без наушников. В тесных условиях общественного транспорта мешать другим можно даже относительно негромкой беседой по телефону. Не рекомендуется также слишком активно интересоваться чужой жизнью (например, подглядывать в чужой гаджет).

Не стоит также нелицеприятно высказываться о вкусах других людей, если только сами они не нарушают общественный порядок.

Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Обучающее видео с первыми уроками вежливости для детей смотрите далее.

Игра по этикету для школьников

Азбука Маркиза Этикета (игра)

Подготовка

Игру проводит Ведущий. У него есть помощник – Маркиз Этикет. Когда ребята отвечают на вопрос, он даёт дополнительную информацию. Маркиза можно одеть во фрак, белые перчатки и котелок.

Пояснительная записка

Человек живёт в обществе. Он общается с другими людьми и должен соблюдать этикет- правила общения с другими людьми. Этот материал рассказывает о том, как человек должен вести себя в автобусе, в других общественных местах: за столом в гостях, как нужно быть любезным, как дарить подарки в гостях, как соблюдать рукопожатие и т.д. Правила этикета в данной работе раскрыты в алфавитном порядке: от буквы «А» до буквы «Я». Есть к некоторым правилам комментарии. Изучив эту работу, можно многому научиться.

Цель

Формирование представления учащихся о правилах поведения в обществе и соблюдении правил этикета;

Задачи:

изучить правила этикета в данной работе;
воспитывать у учащихся желание выучить правила этикета;
применять правила этикета в повседневной жизни.

Ведущий:
Дорогие друзья! Эта игра поможет вам познакомиться с азбукой этикета: как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и опрятность, как правильно есть то или иное блюдо, а также чем вежливость отличается от тактичности. Маркиз Этикет расскажет вам много нового и интересного.

Итак, открываем азбуку.

А

Автобус

Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда входите в автобус? ( Нет, если в транспорте нет ваших знакомых, следует лишь приветливо улыбнуться.)

Комментарий:
Как сказал Марк Твен: «Приветливость – это язык, который может услышать глухой и прочитать слепой…»

Б

Букет

Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам? (Да, но только в особо торжественных случаях.)

В

Вилка

Задание
Ребятам предлагается взять вилкой одну зелёную горошину, не наколов, а поддев её

Г

Гости

Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? (Нет, ведь вы можете застать хозяев врасплох)

Д

Десерт

Задание
Перед ребятами компот из ягод, блюдце, вилка, ложки: чайная, столовая и десертная. Нужно выбрать необходимые для поглощения компота предметы, правильно подать их на стол и потом самим правильно съесть компот.
(Если вам предложили компот, имейте в виду, что его не пьют, а едят ложечкой. Причём если присутствуют ягоды с косточкой, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты.)

Ж

Жесты

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*