Идиопатическая ходьба на носках: Идиопатическая ходьба на носках – Идиопатическая ходьба на носках

  • 25.12.2017

Содержание

Идиопатическая ходьба на носках

Идиопатическая ходьба на носках

Характеристика заболевания

При идиопатической ходьбе на носках (ИХН) стопа ребенка контактирует с опорой своим передним отделом стопы и не опирается на пятку. Явление описано в литературе как синдром ИХН, или доброкачественная ходьба на носках, или транзиторная фокальная инфантильная дистония. Кроме синдрома ИХН, выделяют смешанную, неклассифицируемую форму ИХН, куда входят пациенты со спастической диплегией, которую трудно дифференцировать с ИХН, а также пациенты с запоздалым выявлением врожденного укорочения ахиллова сухожилия. Синдром ИХН не имеет определенной этиологии. В 1/3 случаев имеется семейный анамнез нарушения ходьбы, в 1/3 случаев есть недоношенность и в 1/6 случаев имеет место задержка психомоторного развития. В половине случаев синдрома ИХН выявляют признаки нарушения развития НС в виде гиперкинеза и неуклюжести, а также необычный характер движений до начала ходьбы. M. Caselli описал у детей с синдромом ИХН позднее начало самостоятельной ходьбы, на основании чего отнес ходьбу на носках к проявлениям задержки развития. F. Furer не отметил у детей с ИХН отличия от сверстников по таким параметрам, как сроки развития ползания, сидения и ходьбы. При ИХН вес тела при рождении такой же, как и у остальных детей.

При синдроме ИХН ходьба на носках появляется с момента начала самостоятельного передвижения. У детей опора на передний отдел стопы носит постоянный характер в 87% случаев. В остальных 13% случаев опора на пятку возникает периодически в процессе локомоции. У 70%—90% детей сохранена способность наступать на всю подошвенную поверхность и осуществлять перекат стопой с пятки на носок. Имеется повышение тонуса мышц голени. По данным V. Kalen на ЭМГ отсутствуют признаки нарушения проводимости по нервам. В половине случаев имеется уменьшение амплитуды пассивного разгибания в голеностопном суставе. У детей с ИХН ходьба на носках приводит к образованию эквинуса. При эквинусе во время ходьбы не происходит переката стопы с пятки на носок. Движение осуществляется за счет отталкивания пальцами от опоры и девиации туловища из стороны в сторону. Отсутствие опоры на задний отдел стопы исключает рефлекс разгибания стопы, который возникает у детей годовалого возраста при раздражении подошвенной поверхности пятки. Ходьба с опорой на носок отличается большой вариативностью от шага к шагу. По степени тяжести синдром ИХН классифицируют как легкий, средний и тяжелый. Синдром ИХН проходит самостоятельно к 2 годам и не оказывает остаточного влияния на подвижность в голеностопном суставе. После восстановления ходьбы до нормальной, амплитуда движений в голеностопном суставе не отличается от средних возрастных показателей.

Синдром ИХН представляет собой трудности для диагностики и является диагнозом исключения. Ходьбу на носках квалифицируют как синдром ИХН до 2 лет. В более старшем возрасте причиной ходьбы на носках чаще являются ДЦП, контрактура трехглавой мышцы и, реже, миопатия, мышечная дистрофия и аутизм. Синдром ИХН дифференцируют с легкой формой спастической диплегии. Диагностика осложнена отсутствием объективных признаков, характерных для заболевания. По сравнению с ДЦП, при ИХН во-первых, в меньшей степени выражены нарушения ходьбы и компенсаторная реакция со стороны вышележащих сегментов, во-вторых, при ИХН отсутствует симптоматика, специфичная для ДЦП. По данным ЭМГ разницу между ИХН и ДЦП не удается обнаружить (166). ИХН дифференцируют с врожденным укорочением ахиллова сухожилия, которое выделено в отдельную нозологическую форму (Hall). В основе врожденного укорочения, лежит, наступающая внутриутробно, двухсторонняя контрактура трехглавой мышцы, которая приводит к укорочению ахиллова сухожилия и образованию стойкого эквинуса под углом 30°—60°. В отличие от ИХН, при врожденном укорочении ахиллова сухожилия ходьба с опорой на носки носит постоянный характер.

Ходьба на носках встречается при нарушениях зрения, при аутизме, а также при нарушении функции вестибулярного аппарата. При вестибулярных нарушениях имеется неустойчивость в ходьбе, вследствие чего дети используют руки для опоры или для касания стен и предметов.

Лечение

Сложности в диагностике синдрома ИХН приводят к отсутствию системы лечения и оценки его результатов. У детей, которые ходят на носках на втором году жизни, чаще применяют консервативное и, реже, оперативное лечение. Деформацию стопы исправляют с помощью этапных гипсовых повязок высотой до колена. У всех детей с ходьбой на носках этапное лечение дает восстановление переката стопы от 50% до 66% случаев. У остальных пациентов хождение на носках не удается ликвидировать. В дальнейшем, у детей с отсутствием коррекции ставят диагноз спастической диплегии, либо врожденного укорочения ахиллова сухожилия. Для коррекции деформации стопы применяют ортезы и обувь. При транзиторной ходьбе на носках эффект дает профилактическая обувь. Жесткие берцы и твердая подошва позволяют уменьшить эквинус в ходьбе и обеспечить прилегание стопы к опоре. С целью нормализации ходьбы в переднем отделе обувной подошвы делают искусственный перекат.

Показанием к хирургическому лечению служит тяжелый эквинус, который невозможно исправить с помощью консервативных методов. В раннем детском возрасте операцию не делают в связи с неясностью происхождения эквинуса. По мнению B. Frangniere, у ребенка, который ходит на носках, к хирургическому вмешательству целесообразно прибегать как можно позже. Наиболее частым видом вмешательства является чрезкожная ахиллотомия с последующим наложением гипсовой иммобилизации сроком на 4 недели. В группе больных с ходьбой на носках разной этиологии операция дает положительный результат в 72% случаев. Эффект вмешательства заключается в устранении эквинуса, увеличении угла разгибания в голеностопном суставе и восстановлении ходьбы с опорой стопы на всю подошвенную поверхность В остальных 28% случаев после устранения натяжения ахиллова сухожилия остается ходьба на носках. Пациентов, у которых коррекция оказывается безуспешной, F.Furer отнес к группе больных, у которых имеется смешанная, неклассифицируемая форма ходьбы на носках. Таким больным проводят общеукрепляющее лечение, практикуют применение ортезов и обуви. В отличие от синдрома ИХН, при врожденном укорочении ахиллова сухожилия оперативное вмешательство производят после достижения ребенком возраста 7 лет. У детей с контрактурой икроножной мышцы, перенесших ахиллотомию, отмечают увеличение амплитуды пассивных движений в голеностопном суставе при отсутствии изменений со стороны активных движений.

Мицкевич Виктор Александрович, врач ортопед-травматолог, доктор медицинских наук

4 группы причин, лечение, что необходимо делать

Последнее обновление статьи:

Ходьба на цыпочках предполагает, что ребёнок ходит на пальцах или не соприкасается пяткой с поверхностью, когда делает шаг. Это считается «нормальным» в возрасте от 2 до 3 лет.

Причины

Их можно разделить на 4 группы:

  1. Неврологические состояния — детский церебральный паралич, мышечная дистрофия и другие двигательные нарушения. При этих состояниях мышцы икр у ребёнка жёсткие, из-за этого малышу трудно или невозможно опустить пятку на твёрдую поверхность. Поэтому, чтобы сделать шаг, ребёнок встаёт на цыпочки.
  2. Ортопедические заболевания
    — воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. В этом случае структурные изменения в стопе делают невозможным или мучительным опущение пятки на поверхность.
  3. Поведенческие расстройства (аутизм). Если ребёнок стал ходить на носочках, возможно, это проявление определённых симптомов, множество из которых приходят с аутизмом.
  4. Идиопатическое хождение на цыпочках.

Существуют такие случаи, когда здоровые дети, не имея каких-либо болезней, всё ещё упорно ходят на пальчиках. Это известно как идиопатическая ходьба на носках и диагностируется путём исключения всех прочих болезней, которые вызывают данный способ ходьбы.

Причины

Причины
Идиопатическая ходьба на цыпочках предполагает, что ребёнок часто становится на носочки при ходьбе из-за сложившейся привычки. Также в отдельных исследованиях указывается, что члены семьи также обладают этой чертой.

Наиболее распространённое явление у ребёнка с идиопатической ходьбой на носках — жёсткие мышцы голени. Это приводит к тому, что опустить пятку на поверхность становится ещё труднее и может вызвать боль при попытках занятия спортом.

Идиопатическая ходьба бывает связана с гипер- или гипочувствительностью. Некоторым детям может не нравиться прикасаться стопами к различным поверхностям. И тогда ребёнок встаёт на носочки, чтобы избежать полного прикосновения стопы.

Когда следует обратиться к врачу?

Если вы беспокоитесь, общение с врачом не принесёт никакого вреда.

Но назначьте встречу как можно скорее в следующих случаях:

  • если ребёнок ходит на носочках большую часть времени;
  • при ощупывании вы пальцами ощущаете, что у малыша жёсткие мышцы голени;
  • ребёнок не скоординирован;
  • ребёнок постоянно спотыкается;
  • малыш демонстрирует признаки задержки развития моторных навыков;
  • ребёнок не может переносить массу тела на свою ногу;
  • кроха потеряла моторные навыки, которые у него уже были.

Врач проверит ребёнка на церебральный паралич и другие серьёзные причины ходьбы на цыпочках. Он также может порекомендовать обратиться к логопеду, так как задержка речевого развития часто сопровождает данный способ ходьбы.

Лечение

Эффективность терапии зависит от ряда факторов.

Лечение

ЛечениеОни могут использоваться при определении плана коррекции.

При составлении такого плана руководствуются ответами на вопросы:

  • в чём причина?;
  • пятки ребёнка когда-либо контактируют с землёй или малыш всегда склонен ходить на цыпочках?;
  • насколько жёсткие у ребёнка икроножные мышцы и были ли затронуты мышцы стопы и голеностопного сустава?.

Когда ребёнок ходит на носочках, что необходимо делать?

Многие из планов лечения, которые может назначить врач как для идиопатической, так и для причинно-следственной ходьбы на носочках, включают сразу несколько направлений воздействий.

Упражнения на дому

Выполнение упражнений дома будет очень полезным для вашего ребёнка. Они позволят мышцам голени растянуться и, следовательно, усилить переднюю часть ног. Занятия обеспечат дополнительный диапазон движения и устойчивость лодыжек, позволят ребёнку переступать с пятки на носок и твёрдо стоять на ногах.

Растяжение — это первый шаг. После этого важно, чтобы вы и ребёнок участвовали в занятиях и упражнениях, которые направлены на использовании растянутых мышц.

Важно заниматься упражнениями, которые являются интересными и подходят для возраста ребёнка. Вы можете посоветоваться со специалистом по лечебной физкультуре, чтобы узнать о приятных и инновационных упражнениях, которые вы сможете делать дома с малышом.

Массаж

Поможет деткам опускаться на пятку при ходьбе. Лучше, чтобы массаж ножек детям с таким способом ходьбы выполнял специалист. Но если такой возможности нет, родители могут выполнить требуемые манипуляции сами, предварительно проконсультировавшись с детским массажистом или мануальным терапевтом.

Массаж

Массаж

Вовремя начатые сеансы массажа в сочетании с остальными методами, назначенными доктором, прекрасно помогут справиться с данной проблемой.

Обувь

Следующие типы обуви могут поспособствовать ограничению желания у ребёнка ходить на цыпочках:

  • туфли на плоском ходу. Воздержитесь от использования обуви с клиньями или приподнятыми каблуками. Приподнятое положение стопы изначально сократит икроножную мышцу и приводит к вставанию на пальцы. Идеальный вариант — обувь на плоской подошве;
  • пискливые ботинки. В некоторых туфлях есть пищалки на пятках. Ребёнок получает дополнительное удовольствие, опуская при шаге пятку на поверхность;
  • обувь, которая загорается. Некоторые марки обуви снабжены фонариками, расположенными в задней части стопы. Чем больше ребёнок опускается на пятку при ходьбе, тем больше загорится свет.

Хирургия в лечении

Если ходьба на носочках является симптомом серьёзного расстройства, может потребоваться хирургическое вмешательство. Но сначала врач попытается исправить проблему с помощью нехирургических методов. Если он не видит улучшения в течение 12 месяцев, то порекомендует операцию. Хирургическое вмешательство в основном сосредоточено на удлинении пяточного сухожилия.

Планы лечения

Если ребёнок находится в возрасте до двух лет, наблюдение, безусловно, является лучшим планом лечения.

Поэтому, когда ребёнок 9 месяцев ходит на носочках, не стоит сразу бить тревогу. Пока просто наблюдайте.

В возрасте старше двух лет дети должны пройти скрининг на предмет развития или присутствия неврологических расстройств, которые могут потенциально объяснить стойкость ходьбы на носочках. Если ни одна из них не найдена, данный способ ходьбы описывается как идиопатический, то есть никакая основная причина не может быть идентифицирована.

Дети с ходьбой на носках по идиопатическим причинам в возрасте старше двух лет могут продолжать наблюдаться, особенно если есть улучшение. Или можно делать простое растяжение и другие упражнения.

Если применение этих простых процедур терпит неудачу, можно рассмотреть вопрос о хирургическом удлинении пяточного сухожилия.

Прогноз

В большинстве случаев ходьба на носках у детей не требует никакого лечения. Более вероятно, что ребёнок самостоятельно разработает нормальный стиль ходьбы. Но если вы используете вышеуказанные варианты лечения, то, возможно, увидите улучшение раньше.

В случае если хождение на пальцах ног связана с когнитивным или неврологическим расстройством, потребуется больше времени и сил, чтобы решить проблему.

Изолированно хождение на носочках не вызывает беспокойства. Это становится проблемой только тогда, когда оно связано с более серьёзной проблемой здоровья. Главное — обратиться за медицинской помощью, как только сможете.

При раннем вмешательстве случаи церебрального паралича и аутизма могут стать более управляемыми.

Так что не пренебрегайте ходьбой на пальцах у ребёнка, не воспринимайте это как ещё одну детскую причуду.

Независимо от диагноза вашему ребёнку больше всего нужна ваша любовь и поддержка. Каждый малыш особенный и будет реагировать по-разному на любое вмешательство. Другими словами, то, что эффективно для одного, может оказаться тщетным для другого. Тем не менее при надлежащей поддержке, терпении и качественной терапии ходьбу на носочках можно излечить.

Упражнения для детей, которые ходят на цыпочках

Упражнения для детей, которые ходят на цыпочках

Переводчик: Мария Архипова
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал:https://www.urmc.rochester.edu/MediaLibraries/URMCMedia/childrens-hospital/developmental-disabilities/ndbp-site/documents/toe-walking-guide.pdf
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Что значит ходить на цыпочках?

Можно сказать, что человек ходит на цыпочках, если во время ходьбы он опирается на землю только передним отделом стопы. Когда люди ходят на цыпочках, то опираются и отталкиваются от поверхности только носками, без опоры на пятку, и  не касаются земли всей стопой. Ниже перечислены некоторые причины, по которым ребенок может предпочитать ходить на цыпочках.

Классификация причин, по которым ребенок ходит на цыпочках:

Идиопатическая : термин идиопатическая ходьба на носках (ИХД) используется, чтобы описать состояние, при котором дети ходят на цыпочках все время без определенных причин . Говоря об ИХН, эксперты ссылаются на врожденные причины такой ходьбы на носках.
Расстройства аутистического спектра/поиск сенсорных ощущений: помимо собственно диагноза, дети с аутизмом могут ходить на цыпочках из-за необходимости получить определенный тип сенсорной стимуляции. В этом случае не наблюдается контрактур или спастики, причина ходьбы на цыпочках — исключительно сенсорный поиск.

Церебральный паралич : дети со средней формой ДЦП могут ходить на цыпочках из-за спастики в икроножных мышцах. Спастика вызывает продолжительные контрактуры и натяжение мышц стопы, так что когда ребенок сидит он тянет носочки, а когда стоит — поднимается на цыпочки. Если со временем спастика не проходит и не регулируется, мышцы привыкают к такому положению и «спуститься» с цыпочек будет труднее.

В данном тексте мы приводим варианты упражнений для детей с легкой формой ДЦП и небольшим напряжением в икроножных мышцах. Их можно делать регулярно, чтобы растянуть и укрепить мышцы ног.

Статичная/пассивная растяжка

Мануал по растяжке икроножных мышц

у

Усадите ребенка в удобное положение так, чтобы его ноги лежали прямо, а колени были вытянуты. Положите свою руку между опорой и пяткой ребенка такими образом, чтобы вы охватывали ладонью пятку , а ваше предплечье было расположено вдоль нижней части стопы ребенка. Медленно надавливайте на стопу рукой таким образом, чтобы пальцы ног тянулись вверх, к телу ребенка,  и вниз попеременно. Удерживайте ногу в каждом  из этих положений в течение 30 секунд и повторите дважды.

Упор на стену

уу

Упритесь руками в стену и расположите ноги таким образом, чтобы пальцы ног указывали на стену. Поставьте ноги одну перед другой как показано на картинке. Согните переднюю ногу и облокотитесь на стену, при этом задняя нога должна оставаться прямой. Следите за тем, что выполняя это задание, обе пятки должны быть прижаты к полу. Сохраняйте это положение в течение 30 секунд и поменяйте ноги. Повторите дважды.

Полотенце/растяжка сидя

чы

Сядьте на пол, вытяните прямые ноги вперед. Оберните полотенцем обе стопы так, чтобы оно располагалось под сводами стоп. Держите полотенце за оба конца и тяните его на себя, давя коленями в пол. Спину держите ровно. Удерживайте это положение 30 секунд. Повторите дважды.

Упор на пятку/растяжка

Встаньте на ступеньку, платформу или бордюр так, чтобы одна стопа стояла на платформе только наполовину. Опускайте пятку таким образом, чтобы средняя часть и мыс стопы оставались на платформе. Держите ногу с опущенной пяткой выпрямленной. Удерживайте это положение для каждой ноги 30 секунд. Повторите дважды

Подвижные упражнения на растяжку и укрепление мышц
Игры на корточках

йыыф

Предложите ребенку во время игры сидеть на корточках. Важно, чтобы пятки были прижаты к полу, тогда мышцы икр растянутся. Чтобы ребенок охотнее сел на корточки, поставьте игрушки на маленький столик.

йцц

Также ребенку наверняка понравиться сидеть на небольшом мяче (для баскетбола или детском фитболе), прижав ступни плотно к полу. Можно попробовать вставать и садиться на мяч, не отрывая пяток от земли.

Вот идет медведь….

выыв

сыаа

Это упражнение требует определенного развития координации движений, но оно прекрасно подходит для ролевых игр с активными детьми. Для начала примите упор лежа (упритесь руками в землю, держите ноги и бедра прямо). Как показано на изображении, согните одно колено на уровне груди. Как только вы это сделали, выпрямите заднюю ногу и упритесь носочками в землю и старайтесь дотянуться пятками до пола. Задержитесь в такой позе на несколько секунд, проползите на руках вперед и перенесите заднюю ногу вперед также на уровне груди. Ползите так по полу , задерживая одну ногу сзади на какое-то время, растягивая ее.

Гонки на скейтборде

цвв

Превратите упражнения для укрепления икроножных мышц в игру! Гонки на скейтборде по ровной поверхности – прекрасный способ сделать ребенка сильнее. Предложите ему сесть на скейтборд или на беговел и отталкиваться пятками, чтобы начать движение.

Идем на пяточках

цвцвц

Включите в ежедневное расписание физической активности ребенка ходьбу на пятках — это отличный способ укрепить икры. Попросите его  идти, подняв носочки на себя и используя для ходьбы только пятки. Чтобы это вошло в привычку, можно договориться с ребенком доходить на пятках до стола к ужину, до машины и обратно, либо просто походить на пятках во время игры.

Йога: поза ребенка \поза собаки мордой вниз

цвцвцц32кцк2к2к

Эти популярные позы заимствованы из йоги, они помогают растянуть икроножные мышцы. Встаньте на четвереньки на коврике или на полу. Положите руки и предплечья перед собой, наклоните голову к полу и тянитесь к нему лбом (это поза ребенка). Чтобы принять позу собаки мордой вниз, оттолкнитесь руками от пола, а бедра поднимете наверх. Держите руки и ноги прямыми, наклоните голову вниз и тянитесь пятками к полу, пока вы не почувствуете напряжение в икроножных мышцах. Удерживайте каждое положение 30 секунд и повторите дважды. Видео и инструкции к упражнениям по детской йоге вы можете найти у себя в сообществе, они прекрасно впишутся в повседневное расписание физической активности вашего ребенка.

Ребенок ходит на цыпочках. Это нормально?

Ребенок ходит на цыпочках. Это нормально?

Да, в большинстве случаев это абсолютно нормально, если:

— ребенок здоров и хорошо развивается,

— у ребенка нет задержки в развитии,

— ребенок ходит на цыпочках периодически и может спокойно передвигаться, ставя ногу на полную стопу,

— у ребенка нет нарушения координации и не подгибаются колени во время ходьбы,

— ребенок ставит на носочки обе ноги,

— моторные навыки ребенка постоянно прогрессируют.

В том случае, если ходьба на носочках не сопровождается перечисленными симптомами, она считается идиопатической (то есть неясного происхождения). Как следует из названия, причины такого поведения неизвестны.

Почему дети вообще ходят на носочках?

Как говорит Пар Энгстром, доктор медицинских наук из Каролинского института в Стокгольме, он и его коллеги проводили соответствующее исследование и пришли к выводу, что часто здоровые дети ходят на цыпочках из-за того, что их нервная и мышечная системы попросту несовершенны.

По словам украинского педиатра Евгения Комаровского, хождение на цыпочках свидетельствует о том, что у маленьких детей в возрасте до трех лет очень хорошо развиты мышцы голеностопа, поскольку обучение ходьбе требует больших физических усилий.

Идиопатическая ходьба на носочках передается по наследству – если один из родителей в детстве был любителем перемещаться на цыпочках, велика вероятность того, что этой привычкой обзаведется и ребенок.

Какие факты о ходьбе на носочках нужно знать, чтобы попусту не тревожиться?

  • Около пяти процентов всех детей в мире время от времени ходят на цыпочках
  • Половина из них самостоятельно и без всякого вмешательства со стороны родителей и медиков отказываются от этой привычки к пяти с половиной годам
  • Некоторые дети продолжают ходить на цыпочках и после пяти с половиной лет и тратят на это примерно 25 процентов всего времени, что они проводят на ногах
  • Часто дети ходят на цыпочках без медицинской причины, а просто потому, что им это нравится
  • Идиопатическая ходьба на носочках не требует лечения, если ребенок младше шести лет.

Можно ли самостоятельно отучить ребенка ходить на цыпочках?

Да, можно, если ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой, не бросать упражнения вплоть до достижения результата и возвращаться к ним, если ребенок опять принялся вставать на цыпочки, даже эпизодически. Другой вопрос – в безусловной необходимости упражнений.

Российские педиатры считают, что начинать отучать даже абсолютно здорового ребенка от ходьбы на цыпочках необходимо как можно скорее, делая ему массаж, занимаясь с ним специальными упражнениями (приседания на маленький стульчик, сидя на котором ребенок может поставить стопы на пол, вращение стопой в положении лежа на спине с согнутыми коленями, стояние на кубиках или теннисных мячиках).

На Западе единого мнения на этот счет нет. Одни врачи считают, что в процесс ходьбы на носочках, если он не мешает развитию ребенка и не является признаком неврологического заболевания, до шести лет вмешиваться не нужно. Другие специалисты придерживаются мнения о том, что длительная ходьба на цыпочках (дольше трех лет) может стать причиной укорочения сухожилий и мышц, недостаточного развития пятки, замедленного роста стопы, поэтому гимнастику нужно начинать делать в два-три года.

Решение о необходимости гимнастики нужно принимать взвешенно. В любом случае физическая нагрузка не повредит здоровому ребенку. Кроме того, хорошо на мышцы ног действует плавание, занятия на фитболе и хождение по ортоковрикам. Не забывайте также, что у ребенка должна быть удобная обувь для прогулок, подобранная по размеру.

Когда любителя хождения на цыпочках стоит показать врачу?

Обычно врачи рекомендуют обращаться к педиатрам, неврологам и ортопедам, если идиопатическая ходьба на цыпочках затягивается и продолжается больше трех лет. В этом случае врач должен оценить развитие крупной и мелкой моторики ребенка и установить, не повредила ли ходьба на цыпочках ахилловы сухожилия и икроножные мышцы.

В том случае, если врач замечает, что хождение на цыпочках наносит вред здоровью и развитию ребенка, он может порекомендовать пройти курс физиотерапии, назначить упражнения и массаж, а в крайнем случае – направить ребенка на операцию.

Кроме того, если наблюдаются другие неврологические синдромы, проводится диагностика с целью исключения аутизма и церебрального паралича.

Но все-таки ходьба на носочках не всегда беспричинна. Признакам каких заболеваний она может быть?

К сожалению, ходьба на цыпочках действительно не всегда безобидна и бывает симптомом мышечного заболевания или особого устройства нервной системы.

  • Исследования показывают, что ходьба на цыпочках (наряду с хождением на пятках) может являться одним из проявлений аутизма и расстройств аутистического спектра. В работе шведских ученых с участием 1400 детей говорится, что 41 процент детей с РАС ходят или ходили на цыпочках.
  • Хождение на цыпочках после шести лет может быть признаком укорочения ахиллова сухожилия или икроножных мышц. Это состояние лечится операцией, но ученые считают, что в будущем терапия может быть и неинвазивной.
  • Ходьба на цыпочках, нарушение координации и моторных функций могут быть проявлением перивентрикулярной лейкомаляции, формы поражения белого вещества полушарий мозга, которая встречается у недоношенных детей.
  • Перемещение на цыпочках может быть легкой формой детского церебрального паралича у недоношенных детей.

Как говорилось выше, все эти состояния обязательно сопровождаются другими признаками и требуют контроля врачей.

Ребенок ходит на носочках, что делать?

Больше всего в отечественном здравоохранении поражает ситуация, когда есть распространенное явление, но оно не имеет названия. Так произошло с ходьбой на носках.

Ей-богу, в нашей стране ситуация с «носочками» доходит до абсурда. Всё начинается еще до того момента, как ребенок научился ходить.

Встал и поджал пальцы – срочно на массаж. Почему-то никто не хочет рассматривать вариант, что ребенку интересны новые ощущения и он активно экспериментирует со своим телом.

Большинство детей встают на носки из-за желания быть выше – это первое, что нужно иметь в виду.

Малыш пошел, но окружающим снова не дает покоя его манера ставить ногу. Не впадайте в панику: в год ребенка осмотрит педиатр, невролог, ортопед, хирург.

Вероятность того, что 5 врачей (иногда смотрит еще и психиатр) пропустят грубую патологию, крайне низкая. Если что-то не так, они заметят.

В этот же период большую обеспокоенность у родителей вызывают сроки, в которые малыш должен пойти самостоятельно.

Всемирная организация здравоохранения определила верхнюю границу диапазона нормального развития — это 18 месяцев, и в большинстве стран мира врачи ориентируются именно на этот срок. Таким образом, до 18 месяцев нельзя критично оценивать ходьбу у здорового ребенка.

3.jpg

Теперь подробно рассмотрим проблему ходьбы на носках. В первую очередь необходимо исключить заболевания.

Для этого нам нужно ответить на ряд вопросов.

Ребенок всегда ходит на носках?

Если да, то с большой вероятностью это может быть или повышение тонуса в мышцах голени, или укорочение сухожилия. И то и другое проверить достаточно просто.

Для этого необходимо попробовать присесть, не отрывая пяток, или понаблюдать, как ребенок поднимается по лестнице/наклонной поверхности, или походить на пятках. При возникновении трудностей необходимо посетить ортопеда.

У ребенка есть признаки аутистического поведения?

Не секрет, что при расстройствах аутического спектра дети демонстрируют стереотипные движения. Иногда это бывают особенности ходьбы.

Вовлечены обе ноги или одна?

Если обе – это заставляет думать о некоторых неврологических заболеваниях, которые имеют свойство медленно прогрессировать. Все они имеют дополнительные симптомы и могут быть диагностированы на раннем сроке.

Родители ребенка ходили в детстве на носках?

Последние исследования ставят жирную точку в отношении этого вопроса. Ходьба на носках у здоровых детей в большинстве случаев наследуется от родителей. Отдельно упоминается, что это явление встречается чаще у мальчиков, чьи отцы имели в детстве такую особенность походки.

Ребенок всегда так ходил или начал недавно? Испытывает боль при ходьбе и/или щадит ногу?

Понаблюдайте, в каких ситуациях малыш встает на носочки, – таким образом вы исключите травму или воспалительный процесс.

Чаще всего особенности походки меняются с возрастом и постепенно дети начинают ставить ногу привычным для всех нас способом.

Как можно помочь такому ребенку?

Не стоит воспринимать его походку как болезнь, но не надо и игнорировать. Если она сохраняется после 2 лет – то малыша стоит показать доктору,
Безусловно, можно обращать внимание ребенка на походку и лучше делать это в игровой форме. «Походил на носочках, а теперь давай походим на пятках».

Я крайне скептически отношусь к использованию ортопедической обуви, так как она нужна только при грубой патологии и изготавливается на заказ.

Чаще всего при ходьбе на носках нет грубой патологии, но есть дефицит движений в голеностопном суставе, который будет усиливаться при фиксации ноги жесткой обувью.

thumbnail.jpg

 

А это значит, что лучшее лечение – гимнастика и разнообразная физическая активность.

Самым маленьким помогает ходьба по наклонной поверхности, а дети постарше очень любят растяжку.

Как видите, не всё так сложно, как кажется.

P.S. Это действительно частое и безобидное явление, даже мой сынуля ходит на носках, так же как когда-то и я, его папа!

________________________________________________

Williams CM, Tinley P, Curtin M. The Toe Walking Tool: a novel method for assessing idiopathic toe walking children. Gait Posture. 2010 Oct; 32(4): 508–11.

Данияр Жураев

Фото dtpositphotos.com

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ребенок ходит на «носочках»: норма или патология?

Автухова Ольга Аркадьевна
Врач-невролог, врач-психиатр

Нормальная ходьба (постановка) ребенка – это ходьба перекатом с пятки на носок, т.е. сначала ребенок наступает на пятку, затем на носок при этом линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги, что обеспечивается при условии, если стопы во время ходьбы двигаются параллельно и широко расставлены.

В большинстве случаев у таких малышей никакой патологии нет, это этап развития ходьбы.

При некоторых болезнях, таких как церебральный паралич, ходьба на цыпочках – один из симптомов. А другие дети ходят так вне связи с неврологической патологией – это называется идиопатической, или привычной, ходьбой на цыпочках. Она всегда двусторонняя, часто передается по наследству.

Ученые также отметили, что если на цыпочках ходит здоровый ребенок, то это состояние проходит само по себе. К возрасту пяти с половиной лет более 80% детей перестают ходить на цыпочках сами по себе.

Примечательно, что некоторые из детей начали ходить, опираясь на полную стопу, и только потом пошли на цыпочках. Почти все они приобрели привычку ходить на цыпочках в течение года с момента совершения первых шагов.

 Принятый термин для обозначения ходьбы на цыпочках у здорового ребенка – идиопатическая, то есть не имеющая определенной причины.

Остановимся на причинах  такой ходьбы.

-Ходунки –  частая причина хождения на цыпочках. 

Доказана абсолютная вредность применения их у здоровых детей. Допустимы ходунки у детей с двигательными нарушениями, облегчающими передвижение ребенку. Это ДЦП, нервно-мышечные заболевания. В остальных случаях свод стопы не готов к ходьбе, ребенок помещается в ходунки, и рефлекторно повышается мышечный тонус в стопе.

— Задержка психического развития.

 Доказана связь   между ходьбой на носочках и задержкой развития. Ее природа не до конца прояснена. Возможно, это связано с незрелостью пирамидного пути, соединяющего головной мозг с  ногами. Другая причина-это привычные действия, навязчивые движения, ритуалы, которые встречаются у детей с отставанием наряду с другими  привычками: сосать палец, пустышку, накручивать волосы, взмахи руками, подпрыгивания и другие. Подобные нарушения так же часто встречаются у детей с аутизмом в 40% случаев. Поэтому важна консультация специалиста по развитию, врача-психиатра при необходимости.

-Эмоциональные нарушения .

Известно, что ходьба на носочках встречаются у детей с гиперактивностью, возбудимых, и ли наоборот застенчивых, тревожных. Считается, что такая разрядка  детям необходима. Эта привычка появляется не постоянно, в моменты их эмоционального напряжения.

-Неврологическая патология

 В этом случае повышение мышечного тонуса выявляется с рождения, сопровождается нарушением тонуса в других группах мышц, часто задержкой в моторном развитии, нарушением координации, другими нарушениями, выявляемые неврологом.

-Ортопедическая патология: укорочение ахилловых сухожилий, нарушение формирования свода стоп.

Лечение

Если это идиопатическая ходьба, то лечение, как правило, не требуется, это, скорее всего, пройдет самостоятельно с возрастом. Если возраст ребенка старше 2-х лет, ортопед может назначить специальную ортопедическую обувь или упражнения.

Родители должны меньше обращать внимание, не заставлять малыша ходить правильно.

В случае неврологической и ортопедической патологии потребуется помощь специалиста.Часто неврологи расценивают идиопатическую ходьбу, как пирамидную недостаточность. Хотела бы успокоить родителей. Если этот диагноз звучит после года, а раньше у ребенка не находилось повышения тонуса, то вероятнее этот диагноз преждевременный. Если ребенка попросить пройти обычно, то он идет опираясь на полную стопу. Легкий массаж стоп, ортопедическая обувь или обувь с жестким задником — все, что требуется малышу.

Детские болезни. Что такое псевдоэквинус, или «ходьба на носочках»? | Красота и здоровье

Природа данного состояния весьма разнообразна. В первую очередь имеет место выраженная или умеренная мышечная дистония с гипертонусом мышц-сгибателей стопы и голени. Обычно дистония бывает двухстороннего характера при так называемой пирамидной недостаточности у новорожденных и детей первого года жизни, а в некоторых случаях и старше 2−3 летнего возраста.

Дело в том, что при перинатальных ишемических и механических травмах шейного отдела спинного мозга новорожденных возникает стойкое нарушение кровообращения шейного утолщения и ствола головного мозга, в результате чего формируется грубое изменение мышечного тонуса сгибателей в верхних и нижних конечностях в зависимости от глубины поражения. При вовлечении верхних конечностей имеем скованность в руках до спастичности в виде легкого верхнего парапареза. А если ишемия более распространенная, то и в ногах отмечается не менее значительная спастика. При постановке грудного ребенка на ножки он стойко опирается на дистальные отделы стопы, т. е. на носочки.

‘ + ‘ ‘ + ‘

У новорожденных детей с их флексорным мышечным гипертонусом это положение вполне закономерно и до полутора-двух месяцев не вызывает серьезных переживаний. Поэтому ажиотаж среди многих родителей и врачей по поводу «ходьбы» на носочках новорожденных и «грудников» первых месяцев жизни не имеет под собой серьезных оснований.

Другое дело — дети постарше, когда положение «стоя» для них уже вполне физиологическое по возрасту. Здесь, кроме «косметического» или рефлекторного эффекта опоры на пальчики, очень важно определить действительную мышечную дистонию, характерную для пирамидной недостаточности или спастического пареза в нижних конечностях. В этих случаях можно наблюдать высокие сухожильные рефлексы, сохраняющийся старше 2−3 месяцев рефлекс Бабинского, оживление сухожильных рефлексов верхних конечностей, задержка редуцирования других рефлексов новорожденных (Моро, автоматической походки, автоматического ползания и др.).

Что касается мышечного тонуса, то вполне показателен своеобразный тест, когда грудного ребенка в спокойном состоянии кладем на живот, полусгибаем голень в коленном суставе и глубоко пальпируем икроножные мышцы и сравнительно исследуем тонус ягодичных мышц. У детей с нормальным мышечным тонусом в таком положении, когда не работают ни та, ни другая, напряжение мышц приблизительно одинаково. У детей же с пирамидной недостаточностью (в более грубой форме — парапарезом нижних конечностей или спастической диплегией) заметна ощутимая разница: икроножные мышцы в покое напряжены, иногда «как каменные», а ягодицы в состоянии нормального мышечного тонуса или — гипотонии. При подобном патологическом гипертонусе сгибателей нижних конечностей ощутимое напряжение отмечается еще и в другом мощном образовании — прямых мышцах бедра. В этом случае кроме эквинуса стоп мы можем наблюдать чрезмерное сгибание ног в тазобедренных суставах с приведением их к животу, так что нам с трудом удается выпрямить ноги у ребенка, лежащего на спине.

Подобная мышечная дистония вызывает уже функциональные расстройства, которые в детской неврологии принято назвать «синдром двигательных нарушений — СДН». Ребенок отстает в формировании установочных рефлексов и двигательных навыков: переворачиваться, ползать, ходить на четвереньках, садиться и сидеть, а уж тем более вставать и ходить, поскольку избыточный мышечный тонус сгибателей нижних конечностей не позволяет свободно и целенаправленно двигать конечностями. Нарушаются и проприоцептивные взаимодействия коркового характера.

Это было сказано по поводу эквинуса, то есть установки стоп на носочки при действительно нефункциональном и патологическом неврогенном мышечном гипертонусе.

В некоторых ситуациях можно говорить о «псевдоэквинусе», когда подобная атрибутика встречается, как у новорожденных, при вполне нормальных или штатных ситуациях. Несколько слов о них.

1. Если взять грудного ребенка, который еще не ходит и не встает на ноги, за кисти рук и пытаться его водить, то малыш рефлекторно или интуитивно будет стараться подтянуться на ваших руках и при этом, естественно, станет на носочки. Возьмите ребенка «подмышки», слегка его придерживая, и постарайтесь, чтобы весь свой вес он перенес на стопы. В большинстве случаев «псевдоэквинус» исчезнет, ребенок станет на полную стопу.

2. Малыш, только осваивающий самостоятельную ходьбу с опорой за диван, кровать, стенку, изначально старается использовать свои новые навыки с исследовательской целью. Его всегда интересует все, что находится вне зоны его доступности, или то, что он еще не видит. Поэтому прохаживающийся вдоль, скажем, достаточно высокого дивана ребенок будет делать это на носочках, желая на него забраться или хотя бы осмотреться: что там на нем лежит? Достаточно поставить ребенка у менее высокой опоры, как он опять же опустится на полую стопу.

3. У детей старше года при эмоциональном напряжении (невероятной радости, переживании, восхищении) на пике этого состояния отмечается рефлекторная реакция становиться на носочки. Успокоившись, ребенок опускается на пятки.

4. Дети младшего дошкольного возраста, чаще всего девочки, наблюдая за танцами, основным движением которых, на их взгляд, являются па на носочках, нередко переносят в обычное бодрствование это «танцевальное поведение».

5. Грудные дети, которых несвоевременно (до того, как малыш сам встал на ноги у опоры) посадили в ходунки, реже прыгунки, при длительном использовании этих приспособлений вспомогательной вертикализации и передвижения формируют преходящую установку ног на носочки в результате длительного перенапряжения сгибателей в нижних конечностях и изолированной их функциональной «гипертрофии». Езда в ходунках и прыжки в прыгунках производятся благодаря работе именно дистальных отделов стопы, поскольку прыгать и ездить, отталкиваясь всей стопой или пятками, невозможно. Уберем ходунки, поставим ребенка к опоре. А лучше посадим его на ковер или в манеж и дадим возможность, не забегая «вперед паровоза», осваивать навыки, предваряющие ходьбу: самостоятельно ползать, ходить на четвереньках, вставать и ходить у опоры без вспомогательных средств вертикализации и передвижения — и ваши «носочки» пройдут сами собой.

6. Я заметил: при наличии плоскостопия у детей и у взрослых, когда они длительно ходят и стоят, устает свод стопы и пяточная область из-за неравномерной нагрузки. Для того чтобы разгрузить эту область, многие рефлекторно на некоторое время становятся на носочки, а затем, отдохнув, опять опускаются на пятки.

7. Наконец, дети с демонстративным поведением всегда стремятся, чтобы их лучше и быстрее заметили. Проще всего — в буквальном смысле «стать на носочки».

А вот если подобные ситуации исключены и ребенок действительно стоит или ходит на носочках, а вас это беспокоит — не откладывая, обращайтесь за консультацией к врачу-неврологу, затем к ортопеду.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*