Когда у новорожденных появляется слух и зрение: слух и зрение детей по месяцам – зрение, слух, осязание и обоняние

  • 06.05.2020

Содержание

зрение, слух, осязание и обоняние

Органы чувств

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

 

Органы чувств

Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое

детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

 

Органы чувств

Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

 

Органы чувств

Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

Зрение, слух, обоняние грудничка|Ваш ребенок

Каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

Зрение

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

К 3-4 месяцу моторика глаз развита достаточно хорошо. Родителям малыша следует помнить: чем больше и разнообразнее движения при игре с ним они производят, тем быстрее развивается зрительная функция ребенка. Также хороши в этом возрасте игры на хватательный рефлекс различных предметов. Делают детки, как правило, это неуклюже, потому как еще не способны оценить ни расстояния до предмета, ни его объема.

Начиная с полугода, малыш начинает активно осматриваться и обследовать «близлежащую территорию». Хватательный рефлекс уже более точен и отработан, благодаря чему формируется зрительное представление расстояния, что ведет к началу трехмерного восприятия мира.

В период от 8 до 12 месяцев малыш воспринимает предметы не только целиком, а и по частям. Он активно пытается найти предметы, которые внезапно пропадают с его поля зрения, так как уже понимает, что предмет никуда не делся, а просто находится в другом месте. Другими словами, малыш четко фиксирует связи между предметами и начинает видеть «по-взрослому».

Слух

У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный ребенок много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Новорожденные предпочитают более высокий материнский голос отцовскому, они также любят низкие звуки — с «утробными» нотками (ведь это та музыка, к которой они привыкли в материнском чреве). Они быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся ритмом. Чаще это классическая музыка. Громкая рок-музыка с ее беспорядочными ритмами нарушает спокойствие новорожденных.

Вам вовсе не следует ходить на цыпочках и говорить шепотом в комнате, где находится новорожденный ребенок. У малышей есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы. Эти барьеры действуют даже тогда, когда ребенок бодрствует. Иногда вы долго не можете дозваться заигравшегося малыша и вы беспокоитесь, а слышит ли он вообще? Все в порядке, просто он не замечает вашего зова. Дело в том, что дети очень избирательно относятся к информации из внешнего мира. Когда вы обращаетесь к ребенку, заинтересовавшемуся подвешенными погремушками, внимание к ним подавит все другие чувства, и он не настроится на ваш голос. Попробуйте позвать его еще раз, но когда он отвлечется от своего занятия. Эта особенность поведения сохранится, и когда ребенку исполнится 2 года.

Слишком громкие звуки (рок-концерт, например) могут вредить слуху. Громкость музыки должна быть такой, чтобы не мешать разговору. Если приходится напрягать голос, значит, она чрезмерна.

Вкус

Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких “сюрпризов”.

Обоняние

Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.)

Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму.

Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая — нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Осязание

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку у новорожденного неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям он воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизованно — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого

Если новорожденному становиться жарко, его беспорядочные движения усиливаются. Если малышу холодно, он сморщит личико, быстро-быстро задергает ручками и ножками, как бы пытаясь согреться, расплачется.

Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным какого-либо восприятия, “закрытым” по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для множества чувств.

Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожденному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.

видит ли и слышит новорожденный ребенок?

Приветствую Вас, дорогие читатели! С первых минут появления на свет ребенок погружается в мир образов и звуков. Чтобы понять их значение, ему понадобятся месяцы, а пока он радуется знакомым голосам мамы и папы. Тем временем, молодых родителей волнуют вопросы – видит ли новорожденный ребенок, хорошо ли слышит? Есть ли поводы для беспокойства, давайте разбираться.

Что видит новорожденный?

Как узнать, видит ли новорожденный ребенок? Это сделать непросто, потому что он не может поделиться с нами своими впечатлениями.

По сравнению со взрослыми, новорожденный видит что его окружает в расплывчатом виде. Довольно четко он может рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии 20-40 см. В течение первой недели он удерживает взгляд не более 3-4 секунд.

зрение новорожденногозрение новорожденногоОстрота зрения находится в пределах до 0,015, далее она возрастает до 0,01-0,03. Причина этого кроется в том, что сетчатка находится в процессе формирования, а желтое пятно, которое отвечает за 100%-ное зрение, вообще не образовалось. Малыш пока видит только главное в его жизни – мамино лицо, грудь и бутылочку.

Больше всего дети любят разглядывать узоры, фотографии и фигуры. А на человеческое лицо им нравится смотреть больше всего.

Окружающие предметы младенец видит в черно-белом цвете. Поэтому пастельные розовые и голубые оттенки, которые традиционно используются в интерьере детской комнаты, не приносят пользу, по крайней мере, в первые недели.

зрение новорожденногозрение новорожденногоДо 2-4 месяцев зрение считается слаборазвитым. Не стоит беспокоиться, если родители или близкие заметили, как глаза ребенка направлены в разные стороны. В этом нет ничего страшного. Через месяц, иногда через два их движения между собой согласуются. Однако если косоглазие сохраняется, его необходимо показать врачу.

Развитие зрительной системы

Предлагаю разобраться, как развивается зрение ребенка с месяца до года:

  • 1 месяц – видит крупные объекты;
  • 2 – следит за движущимися предметами, формируется объемное восприятие предметов;
  • 3 – развивается восприятие цветов, самым первым из них становится красный;
  • 4 – различает красный, желтый, зеленый и синий цвета;
  • 6 – удается надолго фокусировать взгляд на близко расположенных объектах, учится воспринимать различные фигуры;
  • 8-12 месяцев – различает оттенки, зрительные способности становятся как у взрослых.

Как стимулировать развитие зрения?

Исследования подтверждают – для того, чтобы развивать зрение, ребенка нужно окружать яркой цветовой гаммой. Она развивает способности к цветовосприятию и дарит положительные эмоции. Это касается не только игрушек, но и одежды, оформления комнаты.

Не стоит беспокоиться по поводу приучения его к аляповатости. Кроме того, цветотерапия помогает ему расти здоровым и гармонично развиваться.

Когда ребенок начинает слышать?

слухслухПримерно к 16 неделе беременности у малютки завершается процесс формирования внутреннего уха. А с 20 недели оно начинает функционировать.

Еще в животе малыш начинает слышать движение кровотока, шумы легких, а самыми громкими звуками для него являются мамин голос и биение ее сердца. С 32 недели он начинает поворачивать голову в сторону источника звука.

Новорожденные слышат достаточно хорошо, но не в полной мере. Его среднее ухо заполнено жидкостью и потребуется некоторое время, чтобы от нее избавиться. Кроме того, слуховой аппарат еще недостаточно зрелый. Участки мозга, которые отвечают за слух, пока развиваются.

Именно поэтому малыши первого месяца жизни сильнее всего реагируют на громкие звуки и голоса – могут расплакаться, удивленно раскрыть глаза или вздрогнуть. Несмотря на это, малышу больше всего нравятся голоса мамы и папы с самого рождения.

Как проверяют слух?

проверка слухапроверка слухаПервую проверку проводят младенцу еще в роддоме. Скрининг уха позволяет своевременно выявить тугоухость и полную глухоту. Для проведения процедуры наконечник аудиологического прибора вводят в ухо, затем подается звуковой сигнал. Электроды регистрируют всплески мозговой активности, эти данные позволяют оценить остроту слуха.

Одной из важных реакций, которая сохраняется до 3-4 месяцев, является рефлекс Моро. От громких звуков малыш раскидывает в стороны ручки и ножки. Если этого не происходит, следует насторожиться.

Формирование слухового аппарата

Рассмотрим этапы того, как развивается слух:

  • новорожденные лучше всего реагируют на низкочастотные звуки и голоса родных, а также знакомые песни (колыбельные), которые напевает мама;
  • 3 месяца – время планового осмотра у ЛОР-врача. Малыш определяет, откуда идет звук, и поворачивает голову в сторону погремушки или голоса родителей;
  • 5 месяцев – не только распознает звуки, но и пытается самостоятельно их издавать.
    «Гуление» начинается в 2 месяца и затем становится осмысленным. Лепет развивается и в 8-10 месяцев становится все более разнообразным.
  • 12 месяцев – в речи появляются первые слова. Чтобы проверить отсутствие нарушений, нужно попросить малыша указать, где мама, мячик и т.д.

Развитие слуха

пение песенок новорожденнымпение песенок новорожденнымЧтобы помочь ребенку узнать и выучить новые звуки, попробуйте петь разные песенки и включать музыкальные произведения. Не обязательно ограничиваться детским репертуаром, делитесь своей любимой музыкой. Вы будете замечать, что одни звуки и музыка нравится ему больше, чем другие. Это означает, что у него начинают развиваться собственные музыкальные предпочтения.

Чтение книг также пойдет на пользу, особенно на развитие речевых навыков. Попробуйте изменить высоту голоса или напевать, чтобы сделать процесс увлекательнее. Чем больше Вы говорите и читаете, тем больше слов и звуков, он будет знать, когда начнет разговаривать.

Лучшим звуковым фоном для ребенка являются звуки природы. Они благотворно влияют на нервную систему, и малыш быстрее научится различать звуковые оттенки.

Проблемы со зрением и слухом у недоношенных детей

Дети, рожденные до 37 недели и раньше, имеют меньше времени для развития в матке, что делает их восприимчивыми к осложнениям здоровья. Окончательное формирование зрения и слуха происходит на последних сроках беременности. Поэтому недоношенные малыши больше рискуют иметь проблемы с ушами и глазами.

Недоношенные новорожденные могут иметь следующие проблемы со зрением:

  • ретинопатия – поражение сетчатки глаза, которое приводит к осложнениям: близорукости, косоглазию, амблиопии, глаукоме;
  • слепота.

обследование слухаобследование слухаПотеря слуха наиболее часто является результатом генетического заболевания. Тем не менее, риск возрастает у недоношенных детей. Особенно, если мама перенесла инфекцию во время беременности. Физические аномалии ушей встречаются не так часто, как тугоухость. Но воздействие лекарств при вынашивании может их вызвать.

Итак, мы выяснили, когда у новорожденных появляется слух и зрение. Если первый на момент рождения почти сформирован, то на развитие зрительных навыков потребуется 6-8 месяцев.

Врачи могут вовремя обнаружить проблемы и выработать рекомендации для ухода. Важно не упустить из вида состояние слуха и зрения новорожденного, потому что некоторые нарушения могут ухудшаться с течением времени. Раннее вмешательство может предотвратить большинство заболеваний.

Если статья оказалась Вам полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

До новых встреч!

Всегда Ваша, Анна Тихомирова

Когда новорожденный начинает видеть и слышать: зрение и слух

Наблюдая за новорожденными детьми, можно увидеть, что они спят очень крепко. Такому сну можно даже позавидовать: что бы рядом ни происходило, малыш беззаботно сопит в своей кроватке. А если посмотреть на бодрствующего новорожденного, можно обнаружить другую интересную особенность: малыш нескольких недель от роду не умеет фокусировать взгляд. Сложно понять, куда он смотрит. К тому же, у многих малышей на протяжении первого полугода жизни сохраняется физиологическое косоглазие, которое позднее проходит бесследно. Будущим родителям полезно будет узнать, когда новорожденный начинает видеть и слышать: это позволит понять этапность развития крохи, а еще — более пристально наблюдать за крохой в указанный период времени, чтобы выяснить, нормально ли работают его слуховые и зрительные органы.

Еще статьи по вашему вопросу

Считается, что так задумано природой — приглушить зрительные и слуховые возможности малыша, чтобы переход из внутриутробного состояния во внешний мир не сопровождался слишком яркими эмоциями, которые обязательно вызвали бы стресс. На адаптацию после рождения у крохи и так уходит немало сил, и лишние переживания ему ни к чему. Затем, когда малыш освоится, его слух и зрение постепенно улучшаются, что дает возможность более тщательно изучать окружающую его действительность.

Зрение новорожденного

В мамином животике тепло и темно. А после рождения дети попадают в светлый, яркий мир. Зрение у новорожденных совсем не четкое, размытое — благодаря этому кроха практически не замечает изменений. Точнее, он видит, что стало тепло, он видит очертания предметов и людей, но все это — словно в тумане. Он различает пятна, но не четкие контуры.

Только к 3 неделям появляется способность различать некоторые детали. Так, если склониться над малышом этого возраста, он уже сможет различить, что перед ним уже хорошо знакомое мамино лицо или другое, чужое. Мамино лицо кроха распознает первым, потому что именно она зачастую проводит с ним больше времени. Особенно пристально малыш изучает особенности внешности во время кормления.

когда малыш начинает видеть

Фокусировать взгляд малыш научится еще позже — не ранее 3 месяцев. Чтобы стимулировать его к этому, можно повесить над кроваткой мобиль — яркую карусель, которая будет привлекать внимание. Также зрение у новорожденных можно развивать, если повесить на стену изображения геометрических фигур и во время прогулок по квартире рассматривать картинки.

Важно не подносить малыша слишком близко к картинкам и не вешать игрушки непосредственно перед его личиком — необходимо соблюдать дистанцию не менее 30 см, иначе велика вероятность развития косоглазия.

Также после 3 месяцев ребенок учится различать первые цвета — желтый и красный. Постепенно цветовой спектр расширяется, и к полугоду зрение крохи уже становится полноценным.

Признаки правильного развития органов зрения

Итак, выделяют следующие признаки правильного развития зрения у младенца:

  1. глазные яблоки имеют одинаковый размер и расположены не на выкате;
  2. зрачки глаз имеют одинаковый размер и цвет;
  3. в возрасте 2 месяцев у младенца четко прослеживается способность фокусировать зрение.

Конечно, родители, в силу свой некомпетентности, могут не заметить некоторых особенностей развития. Именно поэтому в возрасте 6 месяцев (а по назначению педиатра — и ранее) необходимо посетить офтальмолога, который осуществит диагностику зрения и сможет прояснить, имеются ли какие-либо проблемы.

зрение ребенка до года

В этом вопросе чем ранее будет обнаружено отклонение от нормы, тем легче его устранить. Собственно, поэтому не стоит пренебрегать и ежемесячными визитами к педиатру — он может увидеть то, на что родители не обратят внимание в силу своей некомпетентности.

Да и просто лишний раз услышать, что малыш развивается хорошо — почему бы и нет?

Слух новорожденного

Слух у малыша развивается гораздо раньше, чем зрение — еще на 17-й неделе беременности малыш может слышать мамин голос. Именно поэтому беременной женщине рекомендуют разговаривать с крохой — малыш знакомится с ее голосом, а позднее, услышав уже известные ему тембр и интонации, успокаивается и чувствует себя в безопасности.

слух новорожденного когда формируется

Но сразу после появления на свет слух у новорожденного нельзя назвать острым. Скорее наоборот — он даже чуть притупляется. В первые недели жизни малыш реагирует только на громкие, резкие звуки. Причем эта реакция разная — некоторые дети вздрагивают, некоторые сохраняют видимое спокойствие, но начинают активно моргать, а некоторые не задерживают эмоций — сразу плачут.

Именно поэтому в комнате малыша стоит, если не придерживаться абсолютной тишины, то хотя бы избегать источников шума (телевизор, радио, пылесос), не разговаривать громко и, тем более, не кричать.

Реакция малыша на звуки

Когда новорожденный начинает слышать звуки более четко, это сразу сказывается на его поведении. А именно реакцией на звук может быть:

  • активные движения ножками и ручками;
  • поиск головой источника звука;
  • замирание и прислушивание к обстановке;
  • нытье или даже громкий плач.

Развитию слуха (как, впрочем, и гармоничному развитию нервной системы) способствует прослушивание классических мелодий. Именно произведения Баха, Моцарта, Шуберта часто можно услышать в музыкальных мобилях, шезлонгах и укачивающих центрах. Они благотворно влияют на настроение крохи и его самочувствие, а еще являются хорошей альтернативой колыбельным песням.

Знакомство малыша с миром — это долгий и непростой путь. Задача родителей — не торопить кроху, но помочь ему в развитии способностей. Слух и зрение появляются не сразу, но постепенно, уже к полугоду они становятся полноценно развитыми — и с этого времени окружающая атмосфера для крохи становится еще более многогранной и интересной.

Когда новорожденный начинает слышать и видеть: возрастные нормативы, отклонения

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети

Ничего не вижу, но что-то слышу

Зрение младенца и его слух уступают по остроте нормальным показателям взрослого человека. В первые три месяца его восприятие замкнуто на себе и близлежащем пространстве. Его чувства не выходят за пределы кроватки и проявляются исключительно на механическом уровне, без подключения сознания.

Дети рождаются с нарушениями зрения – это нормально. Такая ситуация зависит от физиологических факторов, благодаря которым формируется зрение новорождённого: этапы развития зрительного анализатора определяются ростом глазного яблока. Это влияет на расположение точки фокусировки световых лучей относительно сетчатки глаза, работу колбочек и палочек, функционирование зрительного нерва, аккомодацию. Вопросу косоглазия у новорожденного посвящена отдельная статья.

А вот со слухом у малышей всё в порядке. Формирование слухового анализатора начинается еще в животике у мамы. У грудничка будет присутствовать реакция на громкие звуковые раздражители. Это связано исключительно с рефлекторными процессами и не претендует на то, что младенец осознаёт источник и характер звука.

Зрение и слух младенца в 20 раз слабее, чем у взрослого. Считается, что таким образом мозг защищает малыша от информационной перегрузки.

Как проверяют зрение у новорожденного в роддоме

Как проверить зрение у новорожденногоПо достижению 2 месяцев диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения

Здоровье младенца проверяется педиатрами в роддоме на предмет нарушений, которые развиваются во время внутриутробного периода, или передаются генетически.

Тестируются слуховые и зрительные рефлексы, проводится осмотр расположения и работы органов чувств.

Врачи-неонатологи обращают внимание на глаза: положительными признаками считаются реакция зрачка на свет и интенсивное движение глазами.

Доктор ограничивается внешним осмотром. Более точную диагностику специалисты проводят с 2 месяцев.

Как проверяют слух у новорождённого в роддоме

Если младенец реагирует на громкие звуки, слуховой анализатор в порядке. Он заплачет или повернётся в сторону источника сигнала. Если этого не происходит акушер указывает на фактор риска развития наследственной или врождённой тугоухости.

Когда новорожденный начинает видеть

Когда новорождённый начинает слышать и видеть, его восприятие отличается от того, что видит и слышит взрослый человек. После рождения малыша его глазной анализатор в течение первых недель не будет адаптирован к новым условиям освещения.

Всё, что он увидит, это световые пятна и размытые силуэты. Цветовые рецепторы оформлены слабо. Первое время мир воспринимается малышом в одном тоне. Стереоскопическое зрение отсутствует: он видит окружение в двухмерной плоскости.

Все родившиеся дети – дальнозоркие. Не подносите предметы к лицу малыша ближе, чем на 40 см.

Этапы развития зрения: первые недели

Формирование зрения тесно связано с ростом глазного яблока, которое развивается от 0 до 12 лет. Но лишь к 2-3 годам, когда новорождённый начинает видеть и слышать осознано, малыш будет в состоянии полноценно различать и обозначать цвета.

зрение новорожденного этапы развития

После рождения маленький человек не обладает полноценным зрением, но способен различать яркость освещения. Несмотря на то, что у него притуплённая светочувствительность, малыш всё же реагирует на яркий свет частым морганием или плачем.

В 1-й месяц

Зрение у новорождённых в 1 месяц фрагментарное: они видят отдельные образы и картинки, которые не в состоянии объединить в одно целое. Периферическое зрение не развито, поле восприятия узкое: грудничков не увидит игрушку боковым зрением.

В 2-3 месяца

В этот период у детей формируется способность фиксировать взгляд. Они начинают следить за мамой, поворачивать голову в направлении движения предмета. Не пугайтесь, если дети долго не моргают. В этот период мигательный рефлекс только начинает развиваться.

Что ещё должен уметь 3-х месячный малыш читайте здесь.

В 6 месяцев

По прошествии полугода основные факторы только начинают своё формирование. Младенец получает первое представление о глубине пространства и расстоянии до объекта. Мир постепенно окрашивается в разные краски (сначала жёлтые, затем зелёные, и под конец подключается красный и синий оттенки).

Когда начинают слышать новорождённые дети

Слух у новорожденного ребенкаВ представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая

На самом деле, слуховые органы у плода формируются ещё в утробе матери и начинают свою работу уже там.

Нельзя сказать, что он слышит отчётливо, однако его барабанная перепонка в состоянии обрабатывать звуковые волны и пересылать сигнал в мозг.

Часто у родителей возникает вопрос, слышат ли новорождённые дети то, что им говорят и вообще, как слышат новорождённые?

С рождения грудничок воспринимает все частоты одновременно. Его мозг ещё не научился адекватно обрабатывать звуковой сигнал.

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая.

На ранних этапах развития ухо младенца ещё не натренировано. Оно не может определить расстояние до источника звука. Поэтому дети одинаково реагируют на шёпот и громкие разговоры.

С взрослением, когда новорождённый начинает слышать частоты дифференцированно, он лучше подстраивается под дистанцию источника звука. Малыш становится способен различать голоса, распознавать речь и сам пытается говорить.

Этапы развития слуха у младенцев

  1. Первые недели. Телесное реакция на звук. Вздрагивание.
  2. Второй месяц. Увеличение разнообразия реакций на звуковые стимулы. Улыбка.
  3. Четвёртый месяц. Поиск источника звука. Поворот головы
  4. Пятый месяц. Появляется смех.
  5. Год жизни. Малыш произносит простые слова.

Как проверить зрение у новорождённого

Самостоятельно сделать это для неспециалиста затруднительно. Однако мама всегда может оценить наличие зрительных реакций у малыша, определяя их по движению глаз и сужению зрачков на свет.

Проверку на цветовосприятие у ребенка проводят на осмотре только по достижении 2-3 лет.

Более точный анамнез возможно получить только у врача. Осмотр у педиатра желателен по достижению 2 месяцев. На этом этапе диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения. Врачи используют яркий предмет для определения радиуса движения глаз малыша и способности к фокусировке.

Как проверять слух у новорождённого

Как проверяют слух у новорожденного в роддомеСурдолог проверяет слух на специальном аппарате на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха

Как правило, проблемы со слухом у маленьких детей распознаются ещё в роддоме или в дальнейшем самими родителями.

Они понимают, слышат ли новорождённые, если малыш начинает демонстрировать следующие реакции в отношении окружающих его аудио сигналов:

  • поворачивает голову на звук;
  • реагирует на речь мамы;
  • ищет глазами источник сигнала.

Что может насторожить маму в процессе развития малыша? Проверка слуха у новорождённых может выявить следующие нарушения:

  1. В течение 4 месяцев младенец не обращает внимания на громкие звуки.
  2. На 5-й месяц он не воспроизводит типичные для новорождённого звук.
  3. Спустя 9 месяцев малыш не в состоянии определить местонахождение источника звука.

Как проверить слух у новорождённого более детализировано? Для этого следует обратиться к сурдологу, который проведёт процедуру на специальном аппарате. Это займёт не более 10 минут. Желательно, чтобы малыш спал или находился в состоянии покоя.

В ухо грудничка помещается наушник, генерирующий звуковые колебания. Наушник соединён с компьютером, на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха.

Нарушения слуха в раннем возрасте приводят к отсутствию речевого развития

3 упражнения для здорового зрения малыша

После 1-го месяца жизни младенца разрешается проводить занятия по развитию его восприятия. Чтобы он начал адекватно анализировать световую и звуковую информацию, необходимо стимулировать его органы чувств.

Делайте это после еды, когда он находится в хорошем настроении и покое. Развитие зрения у новорождённых предполагает эти методики:

Развитие зрения у новорожденныхПодвесные игрушки помогают малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства
  • Игры с подвесной игрушкой (мобиль). Цель упражнения – помочь малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства – кроватки. Игрушка должна издавать звуки, привлекающие внимание. Как выбрать мобиль для новорожденного, узнайте в нашем обзоре.
  • Фонарик. Проводите красным или жёлтым световым лучом вблизи грудничка. Наблюдайте за его реакциями. Этот метод позволит малышу научиться удерживать взгляд на предметах;
  • Цветовая стимуляция. Несмотря на то, что ребёнок слабо различает цвета, играйте с ним яркими игрушками для того, чтобы запустить работу цветовых рецепторов – колбочек.

Развивать зрение у новорождённого ребенка нужно, отталкиваясь от этих рекомендаций:

  • Старайтесь не подносить к глазам ребёнка предметы ближе, чем на 40 см.
  • Желательно, чтобы объекты в окружении новорождённого были яркими.
  • Ему легче наблюдать за крупными предметами.
  • Не перенапрягайте глаза малыша. Это приводит к развитию близорукости или дальнозоркости.
  • Проводите занятия в условиях хорошей освещённости.

Используйте для своих занятий красные овальные предметы. Такой цвет и форма наиболее различимы

5 советов для развития слуха

Слух у новорождённого ребёнка развивают раньше зрения. Это делают следующим образом:

  • Игры с колокольчиками. Развесьте колокольчики на концы кроватки малыша. Меняйте расположение источников звука относительно него. Следите за реакцией.
  • Аудио игрушки. На время подвесьте над новорождённым постоянный источник звука. Дайте какое-то время для того, чтобы грудничок привык к сигналу. Уберите игрушку и повторите это упражнение через несколько минут.
  • Музыка. Включите рядом с грудничком приятную тихую музыку. Рекомендуется также взять его на руки и пройтись по комнате, отдаляя и приближая младенца относительно звука.
  • Погремушки. Стимулируйте слух ребёнка, потряхивая вокруг него погремушкой. Со временем усиливайте громкость.
  • Чтение. Не стесняйтесь читать книги своему крохе. Когда новорождённый начинает слышать и видеть, это помогает психологическому развитию ребёнка. Особенно хорошо, если книга будет с картинками.

Зрение и слух у новорождённых желательно развивать в комбинации друг с другом для закладки ассоциативного мышления

Как наладить контакт с малышом

Когда новорожденный начинает видеть и слышать осознаноОптическая сила органов зрения малыша низкая. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать

Многие мамы жалуются на то, что чадо как будто игнорирует их. Не обижайтесь на то, что он как будто не замечает вас: косит или смотрит сквозь.

Младенец не может поддерживать осознанный визуальный контакт со своим родителем. Он не в состоянии концентрировать взгляд на чём-то одном. Дети постоянно поглядывают в разные стороны.

Оптическая сила их органов зрения низкая, а мышечный тонус глаза слабый.

В этом возрасте он ориентируется по голосу. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать. Такая ситуация объясняется тем, что существует разница во времени относительно того, когда начинают видеть и слышать новорождённые дети.

Восприятие ребёнка начинает развиваться со слухового анализатора. Он улавливает звуки до появления на свет. Именно поэтому детский слух после рождения острее зрения.

Однако уши младенца первое время настроены на низкие частоты. Так что новорождённый скорее отреагирует на грубый голос папы, чем на высокие нотки мамы. Со временем он научится слышать и более высокие частоты.

Когда новорожденный начинает видеть и слышатьМногих родителей волнует как помочь своему малышу с навыком держать голову прямо. Ведь правильных подход гарантирует физическое здоровье ребенка.

Позже ваш малыш будет стремится ползать. Здесь рекомендации, как помочь в этом навыке ребенку.

Шкала Апгар – система быстрой оценки состояния новорождённого. Насколько актуально применение этой методики в современном мире узнайте в
этом материале.

4 способа ухода за глазками

Мы знаем, как усиленно мамы переживают за здоровье малыша. Однако не всегда активная деятельность идёт на пользу зрению или слуху младенца. Она скорее успокаивает нервную систему родителей, чем приносит реальную пользу. Тем не менее гигиена глаз всё же необходима.

Помните о таких вещах:

  • При нормальном развитии ребёнка специальных витаминных добавок для глаз не требуется.
  • Капать в глаза что попало нельзя. Проконсультируйтесь с врачом. Если специалист назначил капли, держите дозатор как можно дальше от лица ребёнка. Не волнуйтесь, если не попали на склеру. Главное, чтобы лекарство упало в область глазницы: рано или поздно оно окажется на слизистой.
  • Промывать глаза можно. Для этого подойдёт раствор ромашки или кипячёная вода. Смочите ватку жидкостью и протрите глазик малыша. Не используйте ватные палочки из-за их жёсткости. Промывайте глаза ребёнка утром и вечером.
  • Массаж слёзного мешка возможен, если в нём собрался гной. Здесь причины, по которым гноятся глаза у новорожденного описаны более подробно.

С  комплексом гимнастики для глаз вы можете ознакомиться здесь.

Если вы заметили воспалительную симптоматику глаз, и в течение 2 дней промывание не помогло, – идите к доктору. Воспаление слезного мешка в глазике – дакриоцистит у новорожденного нуждается в лечении.

уход за новорожденным

5 правил по уходу за ушками

В основном уход за ушами ограничивается поддержанием гигиенических норм – чисткой ушной раковины.

Правила ухода за ушками состоят из следующих правил:

  • Не проникать внутрь ушного прохода. Не используйте палочки. Достаточно обычной ваткой собирать серу, вышедшую в область ушной раковины.
  • Чистку проводить не чаще 1-2 раза в неделю.
  • Не увлажняйте вату во избежание образования ушных пробок.
  • Промывание возможно для внешних областей органа: снаружи и за ухом.
  • Если в ушной проход попала вода, положите младенца на бок, чтобы жидкость вышла.

Выделения из уха – это признак заболевания. Обратитесь к доктору.

Отзывы

Мария

Мария, г. Москва, 23 года

Пока я не узнала, во сколько новорождённые начинают видеть и слышать полноценно, я беспокоилась, что во время кормления мой маленький смотрел не на меня, а куда-то в сторону.

Хорошо, что офтальмолог объяснила мне особенности развития зрения у детей: ведь с рождения они лучше видят вдалеке, чем перед собой.

НатальяНаталья, Вологда, 19 лет

Меня смущает наше небольшое косоглазие. Врач рассказала, что до 3 месяцев – это нормально. В 6 месяцев снова пойдём к ней на проверку, если это не исчезнет.

Александра, г. Санкт-Петербург, 20 лет

АлександраВо сколько начинают слышать новорождённые, я узнала от сурдолога. Никогда бы не подумала, что реагировать на звуковые раздражители дети способны уже на первых неделях жизни.

Поэтому я отнеслась спокойно к тому, что мой сынишка никак не воспринимал погремушку сразу после рождения. А сегодня, после посещения доктора и проведённого теста, нам поставили диагноз «врождённая тугоухость».

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

E-mail

Зрение и слух новорожденного

Когда в доме появляется малыш, родители и родственники пытаются побольше времени уделить новому члену своей семьи: носят на руках, улыбаются ему, что-то рассказывают. Хоть нередко можно услышать, что новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Попробуем ответить на вопрос, что и как воспринимает младенец в первый месяц жизни.

Зрение и слух у новорожденных до месяца

Стоит уточнить, как современная медицинская наука трактует понятие «новорожденный». Этим термином называют ребенка в первые 28 дней его жизни с момента рождения.

В первые месяцы зрение младенца, как и многие другие системы его организма, еще до конца не сформировано. Но неправильно было бы утверждать, что в первый месяц своей жизни ребенок живет во тьме. Его глаза открыты и воспринимают окружающий мир, «считывают» информацию, хотя картинка существенно отличается от той, которую видят взрослые. Вначале глаза новорожденного воспринимают лишь смену освещения. То есть ребенок различает свет и темноту.

Через пять-семь дней после рождения малыш начинает различать контуры предметов. Правда, пока что еще нечетко, размыто. Также он способен различать цветовые пятна, хотя еще не может остановить, задержать надолго взгляд на каком-либо предмете.

Через две недели новорожденный уже может рассмотреть предмет, находящийся недалеко от его глаз (на расстоянии до 40-50 см). Предметы, которые находятся на большем расстоянии или же сбоку, ребенок еще не различает. Иногда родители пугаются, когда замечают, что глаза малыша двигаются несинхронно, каждый как бы сам по себе. Такое своеобразное косоглазие  является нормальным. Его можно объяснить незрелостью мышц, которые отвечают за движение глаз. Через 4-6 недель это явление должно исчезнуть, движения глаз становятся более скоординированными. Если же косоглазие сохраняется дольше восьми недель, то стоит обратиться за консультацией к детскому офтальмологу.

Месячный малыш уже фокусирует взгляд на каком-либо близком предмете, правда, всего лишь на несколько секунд. Мама может заметить, что ребенок смотрит прямо на нее или даже улыбается.  

Что касается слуха, то к моменту появления на свет он у новорожденного развит гораздо лучше, нежели зрение. Ведь различать звуки ребенок начинает еще в утробе матери. Приблизительно к 20 неделе плод уже улавливает звуки извне, еще через 4-6 недель он начинает реагировать на них. А в конце внутриутробного развития (после 32 недели) малыш уже поворачивает голову в сторону источника внешних звуков. Существуют исследования, доказывающие, что, развиваясь внутри утробы матери, ребенок слышит ее голос и после рождения способен узнавать его. Именно поэтому будущим мамам советуют почаще разговаривать с еще не родившимся малышом.

К моменту появления на свет слуховой аппарат у младенца уже полностью сформирован. После рождения полость уха крохи постепенно наполняется воздухом, поэтому в первые дни жизни новорожденного его слух слегка снижен. В первые недели своей жизни дитя реагирует лишь на резкие звуки (громкий хлопок, резкий стук и т.д.). В целом формирование слуха завершается в течении первого месяца жизни. И хоть к этому времени ребенок уже слышит, как взрослый, но не воспринимает и не понимает большинства из того, что ему говорят.  

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном. Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии.

Специально для nashidetki.net- Ксения Бойко

этапы развития, 1 месяц жизни, как фокусируется и развивается

Зрение у новорожденных

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Зрение у новорожденных

Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных

Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

Зрение у новорожденных

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных

Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Зрение у новорожденных

Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Зрение у новорожденных

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.

Зрение у новорожденных

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Зрение у новорожденных

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных

Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных
  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Зрение у новорожденных

Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги. В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже. Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Зрение у новорожденных Зрение у новорожденных

Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами. Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство. При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.

Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.

Зрение у новорожденных

Профилактика проблем со зрением

С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались. Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками. Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.

Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.

Зрение у новорожденных

Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.

Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут. Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом. Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.

Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*