Школа для левшей: Школа, где любят левшей. Школа Макарун и левши. – психолог рассказал о левшах в день их праздника – Москва 24, 13.08.2014

  • 14.10.2019

Содержание

психолог рассказал о левшах в день их праздника – Москва 24, 13.08.2014

Анфиса Калистратова. Фото: www.kalistratova.info

13 августа отмечается Всемирный день левшей, который призван привлечь внимание общества к проблемам переучивания леворуких детей. О том, с какими трудностями сталкиваются «неправильных» дети и какие получают преимущества, сетевое издание M24.ru поговорило с психологом, гештальт-терапевтом Анфисой Калистратовой.

— В каком возрасте у детей проявляется леворукость?

— Леворукость можно определить уже с года-полутора, когда ребенок активно осваивает мир предметов, совершает манипуляции игрушками, карандашами, мелками. Уже тогда можно определить, левша он или правша.

— То есть, если он хватает предметы преимущественно левой рукой, то для родителей это должно быть сигналом, что он левша?

— Да. Хотя, конечно, это можно исправить.

Фото: ИТАР-ТАСС

— И как же это сделать?

— Можно попробовать следующий метод – стараться давать ребенку предметы в правую руку каждый раз, когда он тянется за ними левой. Чтобы в будущем ребенок был не только стабильным эмоционально, но и развитым творчески, лучше развивать обе руки, то есть чтобы он был амбидекстром.

— Существует мнение, что детей-левшей переучивать опасно.

— Да, это так, но детей более старшего возраста. Если начать переучивать ребенка в 5-7 лет, для него это будет большим стрессом. Он уже привык, настроен на определенный образ действий и не задумывается при движении. А если его заставляют, причем родители с нажимом обращают на это внимание, иногда, может быть, даже ругаются, у ребенка это вызывает стресс и формирует массу комплексов. «Я не такой как все, со мной что-то не так», – и дальше идет неуверенность в себе, низкая самооценка. Самый оптимальный возраст для переучивания — год-полтора.

Сергей, левша:

«Чаще всего я испытывал неудобства в школе, когда сидел с правшой — мы постоянно стукались локтями. При письме я смазывал пасту рукой, при стрельбе из винтовки (она сделана под правшей), с некоторыми мобильными телефонами, рассчитанными на правую руку, и с новыми знакомыми. Фразы: «А ты левша?», «А у меня есть знакомый левша» и «Говорят, левши сплошь творческие люди» порядком надоедают.

Еще бывают сложности с правилами этикета — левши по-другому держат столовые приборы, и в высшем свете это может показаться неприличным.

Фото: ИТАР-ТАСС

— У левшей есть какие-то преимущества в плане обучения?

— Да, леворукие – очень творческие дети. Им легко даются гуманитарные науки, изобразительное искусство, музыка. В школе им больше будут нравиться такие предметы, как пение, ИЗО, технология, специализированные предметы, например: риторика, ритмика. Все, что связано с самовыражением. Но они более нестабильны эмоционально, и в этом основная проблема.

— Чем вызвана эта нестабильность?

— У нас левое полушарие отвечает за логику, формирование языка и логического мышления. Правое полушарие – за образное мышление, способность к воображению, эстетическое восприятие мира, чувство музыки, красок, форм — всего, что связано с образами. И в том числе правому полушарию подчинена левая рука. Когда у ребенка больше развито правое полушарие, то ему удобнее пользоваться левой рукой. А контроль над эмоциями дает левое полушарие, которое у левшей не так развито. Они хаотичны, у них много импульсивности, присутствует детская непосредственность, вдохновение, порывы. Стабилизацию дает правое полушарие, но у леворуких этого нет. Изучая этот момент, я пришла к выводу, что лучше развивать оба полушария.

— Зачем?

— Мы занимались исследованием преимуществ праворуких и леворуких лет восемь-девять назад. И выяснили, что переученные левши достигают больших высот в социуме и в материальном плане, и в развитии личности, и в каких-то личностных отношениях. Но речь идет о левшах, переученных в раннем возрасте.

Марина, переученная левша:

«До сих пор некоторые люди, узнав, что я левша, очень удивляются: почему ты не можешь переучиться? Родители никогда не пытались меня переучить. Я и писала первое время не только левой рукой, но и в зеркальном отображении справа налево, пока не показали, как на самом деле надо.

Меня заставила писать правой рукой учительница в первом классе. Это для меня было шоком. Перед этим она сказала, что, раз я левша, мне самое место в «лесной» школе, то есть в школе для умственно отсталых. Так что пишу я правой. Но когда мне приходится рисовать, чертить, я по-прежнему делаю все левой рукой. Даже через планку на физкультуре прыгала слева. И консервные банки тоже левой открываю. И посуду в сушке расставляю так, чтобы мне было удобно доставать. В общем, левая рука так и осталась для меня основной.

Подстраиваться под мир правшей бывает непросто. И на своем горьком опыте никогда бы не советовала переучивать малышей.

Фото: ИТАР-ТАСС

— Но ведь в советское время было принято переучивать левшей именно в школе и методы были довольно жесткими.

— Такое было, да. И в школе это, естественно, становилось проблемой. Раньше вообще к детям относились достаточно потребительски. Все было распланировано, независимо от того, какой у ребенка характер и способности. Нестандартного ребенка просто ломали, «подкручивали и подпиливали».

— А сейчас, когда в школе атмосфера изменилась, левши учатся лучше или хуже своих праворуких сверстников?.

— В зависимости от того, какие предметы предпочтительнее для левшей, но, в целом, левша учится не хуже и не лучше правши. Одна из главных проблем — неразборчивый почерк. Если учитель начальных классов жесткий, он может очень сильно обращать на это внимание.

— В Петербурге существует экспериментальная школа для левшей. А в Москве есть подобные образовательные площадки?

— О таких площадках я в Москве не знаю. Если с детьми возникают какие-то проблемы, их, как правило, решают в частном порядке у психологов. Но, по моему опыту, каких-то специальных запросов со стороны родителей детей-левшей не было. Однажды привели девочку специально, чтобы понять, как леворукость повлияет на нее, будут ли плюсы-минусы. Я увидела: если сильно на этом замыкаться, у девочки разовьется комплекс, что она не такая как все.

Ссылки по теме

— То есть вы советуете родителям не зацикливаться на этой особенности ребенка, чтобы у него не развивалось комплексов?

— Да. Если это обнаружилось уже в школе, и у ребенка все стабильно, нормально, то не стоит заострять на этом внимание. Но если в школе из-за этого возникают проблемы, нужно идти к специалисту.

— Сколько сейчас леворуких людей в мире? Хотя бы примерно.
— С каждым годом их все больше именно потому, что перестали насильно переучивать. Конечно, правшей больше. Но среди детей до 15 лет – где-то 50 на 50.

— Значит, примерно половина детей — леворукие?

— Да, если брать от 0 до 15 лет, там приблизительно такие пропорции. У меня ощущение, что в детстве у ребенка происходит выбор: «Какой рукой мне интересно работать: двумя, одной, левой или правой».

Владимир, скрытый левша:

О том, что я левша, случайно узнал довольно поздно — лет в 8-9 (есть тест, в котором соединяют руки в замок). Вообще раньше левшей как будто не было: тебя учили есть и рисовать правой рукой, но меня это не напрягало, в том возрасте я относился ко многому как к должному, просто так принято. Сложности начались, когда надо было писать в школе — эти каракули меня утомляли. Почерк у меня более или менее с возрастом наладился, но это вряд ли связано с «рукоориентированностью»

А еще я чищу зубы левой рукой.

Фото: ИТАР-ТАСС

— То есть в самом раннем детстве он сам решает?

— Да, сам решает, что ему самому интересно или неинтересно. К тому же дети до 3 лет очень отзывчивы на любые инициативы со стороны родителей. Если родители хотят обучить ребенка чему-то, переучить, он идет на это с удовольствием. Я прихожу к выводу, что нужно обучать детей, хорошо владеть и правой, и левой рукой.

Знаменитые левши


Из-за того, что у левшей ведущим является правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, эмоции и интуицию, среди них встречается немало творчески одаренных людей.

Великий художник и изобретатель Леонардо да Винчи писал левой рукой «зеркальным письмом». Считается, что таким образом, он зашифровывал свои мысли от посторонних. Однако, вероятнее всего, так ему было легче работать, ведь для левшей естественно писать справа налево. Кроме того, левши легко читают подобные тексты.

Переученным левшой был Лев Толстой.Он мог одинаково хорошо писать обеими руками. Может быть, этим объясняется его знаменитая работоспособности: когда уставала правая рука, он перекладывал перо в левую и продолжал писать. Кстати, другой русский писатель Николай Лесков, автор «Левши» и сам был левшой.

Левшой был и автор “Словаря живого великорусского языка” Владимир Даль. Слову «левша» у него дается такое определение: «У кого левая рука служит замест правой». Для обозначения левой руки Даль приводит следующие синонимы: люкша, пакила, пакуша, пакля, пакша, пальга, шуйца, шуя.

Леворуким был и великий комик Чарли Чаплин. Левой он делал абсолютно все, даже держал смычок при игре на скрипке.


Григорий Медведев

Ребенок – левша, ГБОУ Школа № 1272, Москва

«Ребенок – левша»

Когда родители замечают, что ребенок берет ложку или карандаш в левую руку, то у них сразу же возникает устрашающий вопрос — «Неужели мой ребенок — левша? И что теперь делать?»

В действительности ничего страшного здесь нет, хотя еще недавно считалось, что леворукого ребенка надо: переучить и превратить в «стандартного» правшу. Так как весь мир подстроен на праворуких людей и простых примеров огромное количество: музыкальные инструменты, двери, автомобили и т.д. И точка зрения о переучивании леворуких детей могла бы иметь твердую основу, если бы не маловажный факт, что леворукость по своей сути это не болезнь и не пробел в воспитании, а лишь один из путей развития.

Причиной леворукости в большинстве случаев (исключения искусственная леворукость вследствие травмы правой руки) является доминирование правого полушария головного мозга, отвечающего за образное мышление.

Как правило, о леворукости ребенка можно говорить с большой долей вероятности в 4-5 лет, до этого периода доминирование левой или правой руки может меняться. В это время определяется не только ведущая рука, но и нога, глаз, ухо. Знание о доминировании остальных частей тела помогает определить, на сколько данного ребенку: можно назвать левшой, так как леворукость говорит только о предпочтении левой руки и лишь значительное доминирование левой половины тела — о левшестве, хотя конечную точку может поставить только медицинское обследование активности полушарий.

Обычно леворукие дети, а точнее левши, более чувствительны, у них очень хорошо развит музыкальный слух, художественное видение, они имеют высокий творческий потенциал, но вместе с тем очень хрупки и ранимы.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1. Восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп.
2. Формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр).
3. Выделения и различения геометрических фигур, замена» сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат – ромб — прямоугольник).
4. Копирования.
5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
6. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
7. Очень медленный темп письма.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется, прежде всего, в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться как невнимательность.

В связи с этим родителям нужно набраться терпения и попытаться понять своего ребенка, помочь ему справиться со всеми трудностями, возникающими у него в праворуком мире.

Для этого я рекомендуется придерживаться нескольких положений:

1. У ребенка должен быть своя отдельная комната или хотя бы свой укромный уголок со столом и стулом, где он мог бы уединиться, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности.

2. В общении с ребенком не прибегать к резкой критике, грубым выражениям, упрекам. Надо всегда помнить, что ребенок очень раним в особенности ребенок-левша.

3. Взять себе за правило, систематически развивать зрительно-моторную координацию, восприятие через различные игры, занимательные упражнения, стараться поддерживать и развивать познавательный интерес в ребенке.

4. Помнить, что леворукость — это не болезнь, а один из вариантов нормального развития ребенка. А переучивание может привести к различным расстройствам и фобиям у ребенка.

5. У детей-левшей часто встречаются речевые нарушения. Привычными проблемами также являются стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже». Это может привести к сложностям в обучении, в том числе письму и решению задач.

6. Родителям маленького левши необходимо каждый разубеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания («у тебя часы на левой руке» или «у буквы «б» хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы «д» — вниз, как у дятла»).

7. У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе. Поэтому, воспитывая левшу, следует максимально закреплять как можно больше навыков, используемых им в повседневной жизни. Родители должны при этом помнить, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

8. Понимать, что, на сколько вы добросовестно подойдете к развитию, в частности подготовки будущего первоклассника к школе, настолько успешно в дальнейшем он пройдет процесс адаптации в школе, а по наблюдениям различных психологов данный процесс у левшей значительно осложнен.

Для гармоничного развития ребёнка эта его особенность не играет никакой роли. На самом деле единственное, что имеет значение, это наше с вами отношение к этому. Исследования показывают, что попытки переучивать ребёнка приводят к резкому возрастанию риска заикания, неврастении и стабильного снижения самооценки у ребёнка.

Не переучивайте! Представьте ребёнку эту его особенность как имеющую не большое значение чем, например, способность некоторых людей достать языком до носа. Тем самым Вы защитите самооценку ребёнка и сделаете ещё один шаг к его гармоничному развитию.

Ребенок-левша: особенности развития и обучения

Ребенок-левша: особенности развития и обучения


Те из нас, кто учился в советской школе, застали времена, когда левшей переучивали на правую руку. Еще 30 лет назад леворукость считалась дефектом, ошибкой природы, ведь все в мире было сделано для праворуких людей. Постепенно отношение к этому менялось, в массовом порядке левшей уже не «переделывают». Как работает мозг леворуких детей? Нужно ли учить их по-особому? В Международный день левши рекомендациями для родителей таких детей делится Наталья Федосова-Лебедева, детский психолог, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты».

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»


Отношение к леворукости как к чему-то неправильному создавало массу проблем детям-левшам. И родители, и педагоги во что бы то ни стало стремились исправить этот «изъян», и методы были весьма суровыми. Я процитирую нескольких людей, которых в детстве пытались переучить.

«Когда я пошла в школу, меня переучивали на правшу. Родители боялись, что в школе надо мной будут издеваться, да и все в мире не приспособлено для левшей. В результате я пишу правой рукой, но до третьего класса у меня был нервный тик и все время держалась небольшая температура».

«Учительница в школе сказала, что не будет учить левшу. Родители испугались и начали меня переучивать. Я начала заикаться, боялась идти в школу, там учительница била указкой по руке, когда я случайно брала ручку в левую руку. Родители передумали и перевели меня в другой класс. Так я осталась левшой».

«Я правша, но чистить яйцо могу только левой рукой. За это в детстве мне от отца прилетало ложкой в лоб, он очень боялся, что я буду левшой».

Как видно из этих слов, родители очень переживали за детей-левшей и боялись, что тем будет трудно жить с этой особенностью. Кому-то удавалось переучить такого ребенка, но какой ценой! У переученных левшей возникали трудности в обучении, невроз, проявляющийся в нарушении сна и аппетита, тиках, заикании, энурезе. В результате — потеря учебной мотивации, снижение активности, замкнутость, высокая тревожность. Некоторым везло: в лучшем случае после переучивания ребенок справлялся с негативными последствиями и использовал полноценно обе руки. Некоторым не очень: нередко дети-левши сохраняли на всю жизнь глубокую травму, низкую самооценку, ощущение собственной неполноценности и тот самый невроз. Для такого явления сейчас есть даже свое название: декстрастресс. Это состояние невротизации, возникающее у леворуких детей при ограничении естественных движений для насильственного переучивания. Массовый отказ от переучивания вызван именно открытием этого явления.

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»
Леворукость — это нормально!

Актуальные вопросы, связанные с леворукостью, можно поделить на две основные категории: нормально ли это и что делать, если ребенок левша?

Исходя из накопленных знаний, можно сказать, что леворукость — это не патология, а индивидуальный вариант нормы, который часто зависит от врожденных особенностей строения мозга ребенка. Ни к отклонениям в развитии, ни к снижениям способностей человека леворукость не ведет. Педагоги и психологи едины в своем мнении: детей-левшей нельзя переучивать!

Давайте разберемся, в чем же особенность работы мозга левшей. Головной мозг состоит из двух полушарий, одно из них является ведущим. Доминирующая рука связана с ведущим полушарием, противоположным по отношению к ней. То есть если ведущее полушарие правое, то ведущая рука левая, и наоборот. Левое полушарие — аналитическое, логическое, обрабатывает информацию последовательно, действует рационально. Оно решает задачи, формулирует гипотезы, анализирует, вырабатывает понятия, суждения, отвечает за речь, чтение и письмо. Это ведущее полушарие для ребенка-правши.

Правое полушарие — образное, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимает ее как целостный образ. Оно оперирует невербальными сигналами, перерабатывает и хранит информацию о чувственных образах, художественном видении мира. Для правого полушария характерно доминирование интуиции. Правополушарному человеку важно не то, что сказано, а то, как это сказано, он тонко чувствует интонацию. Правое полушарие ведущее для ребенка-левши.

Почему у одних людей ведущая рука правая, а других левая? На этот вопрос однозначного ответа нет, но ученые выделяют несколько факторов:

  • Генетическая предрасположенность: кто-то из родителей, бабушек, дедушек левша. В этом случае вероятность рождения ребенка-левши очень высокая.

  • Нарушения, травмы, полученные во время беременности и родов.

  • Вынужденная леворукость после травмы правой руки, при повреждениях мозга, подражание значимым взрослым.

Как определить ведущую руку

Еще до школы нужно понять, какая рука у ребенка ведущая, потому что еще до поступления в первый класс дети учатся писать. До четырех лет большую часть действий дети производят обеими руками, функции головного мозга еще не имеют четкой локализации. К пяти годам укрепляются связи между полушариями головного мозга и телом, формируется стойкое предпочтение ведущей руки. Что делать, если этого не произошло, и вы пока не можете понять, какой рукой ребенку удобнее пользоваться? Используйте специальные методы определения ведущей руки:

  • Наблюдайте за ребенком: какой рукой он ест, какой берет игрушки, машет на прощание, чистит зубы.

  • Предложите ребенку сжать пальцы рук замком. Сверху будет большой палец ведущей руки.

  • Пусть ребенок нарисует круги одновременно обеими руками. Круги у ведущей руки будут более четкими, ровными.

  • Попросите ребенка взять кружку со стола, полить цветы, достать книги с полки, открыть/ закрыть замок у входной двери, намотать нитку на катушку, разрезать бумагу ножницами. Важно, чтобы предметы находились на одинаковом расстоянии от левой и правой руки, имели доступ со всех сторон. Более информативно предлагать ребенку незнакомое дело. Если ребенок выполняет действия левой рукой, при этом его движения точные, значит перед нами левша.

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»

Как нужно учить левшу

Леворукость — это не нарушение, это индивидуальная особенность функционирования мозга. Она не может быть препятствием для развития и обучения ребенка и достижения успеха в жизни. Миру известны люди, выдающиеся профессионалы, которые были левшами: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Билл Гейтс, Уинстон Черчилль, Наполеон, Чарли Чаплин, Фридрих Ницше и многие-многие другие.

Однако леворукие дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при обучении. Родителям и учителям можно дать следующие рекомендации.

Учитывайте темперамент ребенка

Левши более чувствительны и эмоциональны, поэтому многие из них выбирают творческие профессии: это актеры, музыканты, художники, поэты. При этом они сильнее реагируют на стресс, склонны к повышенной тревожности и депрессиям.

Как правило, левши медлительны. Не торопите и не ругайте их, запланируйте больше времени для адаптации к миру правшей и для усвоения сложных действий, особенно чтения и письма. В обучении обязательно используйте различные творческие задания, рисунки, схемы, наглядные пособия для лучшего понимания материала. Подавайте материал пошагово, показывайте ребенку алгоритм действий. Отслеживайте направление ряда слева-направо в играх и различных действиях. Обратите внимание на организацию рабочего места: для левой руки необходимо пространство, свет должен падать справа

Не пытайтесь сделать его «нормальным»

Взрослым важно быть внимательными к ребенку-левше. Не показывайте негативного отношения к леворукости. Помните, эта особенность — индивидуальный вариант нормы, как цвет глаз. Ваша задача —  развить чувство уверенности у ребенка, поддержать его самооценку. Не старайтесь переучить ребенка. Это может привести к дополнительным трудностям в обучении и к серьезным нарушениям здоровья.

Совершенствуйте образовательную среду

Попробуйте использовать специальные письменные принадлежности и прописи для леворуких детей. Они могут сделать образовательную среду более комфортной. В наше время модернизируются и активно производятся для использования левшами привычные всем предметы: ножницы, ручки, прописи, точилки и линейки, компьютерные мыши и клавиатуры и даже гитары, швейные машинки и хоккейные клюшки!

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»
Помогите преодолеть трудности с письмом

Чаще всего у левшей возникают трудности в овладении письмом. За этот навык отвечает левое полушарие, и у правшей именно из него поступают сигналы при письме к ведущей руке. У левшей они должны пройти через мост (мозолистое тело) между полушариями, так как левой рукой управляет правое полушарие. На это требуется больше сил и времени. Отсюда возможны задержки в развитии речи и трудности с письмом.

Важно обратить внимание на удобную постановку руки при письме: кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. При таком способе ребенок не смазывает написанное, видит образец, ему не нужно выворачивать кисть руки. Единственный минус: буквы имеют наклон влево, что противоречит требованиям каллиграфии. Кроме того, у 85% леворуких детей встречается проблема зеркального письма.

Не требуйте писать безотрывно, соединяя между собой все буквы. Для помощи ребенку предлагайте ему игры с буквами, их вылепливание и рисование. Вместе пишите буквы и слова на песке, на столе, в воздухе.

Развивайте обе руки

Левша — это не зеркальная противоположность правши. Ему гораздо легче освоить работу второй рукой. Развитию обеих рук способствуют игры с мячом, плавание, настольный теннис, «чеканка» маленьким мячиком, лепка, вязание, завязывание и развязывание узелков, собирание мозаики, раскручивание и закручивание крышек и другие действия, развивающие координацию и моторику.

Используйте сильные стороны левшей

Преимущества левшей ярко проявляются в творчестве благодаря активному правому, образному полушарию. Такие дети могут достичь хороших результатов и в спорте благодаря моторной асимметрии: бокс, теннис, фехтование, игровые виды.

Обучение ребенка-левши требует от окружающих взрослых больше внимания и терпения. Настройтесь на позитивный лад, в ваших силах организовать для ребенка комфортное обучающее пространство!

Читайте также:

4 причины, почему ребенок не делает домашнее задание, и как это исправить

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Логоритмика: развиваем речь движением

Фото: Oksana Kuzmina/Nikolai Moiseenko/Dmitri Ma/LightField Studios/Shutterstock.com

Сайт школы 1874 — леворукие

Леворукий ребенок в школе

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

 

Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

1. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

2. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

3. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

4. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

— зрительно – моторной координации;

— точности пространственного восприятия;

— зрительной памяти;

— наглядно – образного мышления;

— способности к целостной переработке информации;

— моторики;

— фонематического слуха;

— речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Ребенок левша, особенности развития — физиология леворуких детей

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами. Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше. Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?

Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша. У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено. В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.

Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов. Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы. Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей

Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга. Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии. Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.

Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку. В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь. Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?

В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.

В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении

Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы. Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века». При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

10 советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нынешнему поколению школьников безумно повезло: никто не парится по поводу того, в какой руке они держат ручки и карандаши. Правша? Отлично! Левша? Да тоже без проблем. Зато лет …дцать назад маленьким левшам приходилось несладко: их буквально силком приучали пользоваться «правильной» рукой. И как вы думаете, они догадывались, к чему это может привести?

Специально для AdMe.ru я расскажу о том, как живется переученному левше. Ведь смена ведущей руки редко проходит без последствий.

«Надо делать так, как все»

Примерно на 6-м году моей жизни домашние спохватились, что я рисую и пытаюсь выводить первые каракули левой рукой, и дружно кинулись это исправлять. Предлог был следующий: «А что скажут в школе?!»

Конечно, зверств вроде зашитых слева карманов или привязанной руки не было. Просто из моей левой руки методично вытаскивали ложку, вилку, иголку, веник и прочие функциональные штуки. Вкладывали в правую и учили, «как надо».

Надо сказать, что я попала под самый финал разборок с левшами. Это было самое начало 90-х годов, когда ученикам понемногу стали предоставлять свободу выбора. Кстати, один из моих одноклассников спокойно писал левой рукой, и педагога это никоим образом не волновало.

Кляксы, суеверия и лень педагогов

Уже в более сознательном возрасте я стала задумываться, откуда пошло такое отношение к левшам. Есть множество версий на эту тему: от банального суеверия (левая рука — «от лукавого») до нежелания педагогов и родителей работать с ребенком, который не вписывается в общепринятые стандарты.

Есть любопытная версия, что традиция переучивать левшей связана с необходимостью писать перьевыми ручками. Раньше дети писали чернилами, которые могли размазаться, если случайно задеть написанное. А ведь левши ведут руку как раз над новой строкой.

Еще одну версию мне озвучила знакомая учительница. Звучало это следующим образом: «Правильно, что раньше переучивали. Представь, что в классе 30 детей, у каждого пропись и тетрадь в косую линеечку с классическим наклоном букв. Все пишут как надо, а с двумя-тремя учениками нужно отдельно возиться. Многим жалко времени, гораздо проще запретить писать левой рукой».

К чему это привело: курьез с ручкой

Старания родителей увенчались успехом: сейчас я пишу правой рукой. Ем, подметаю пол и пришиваю пуговицы тоже правой. Правда, не обошлось без мелких казусов. Попытка приучить меня держать ручку «как все», чтобы в школе не обращали внимания, не привела к желаемому результату.

Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Да, я держу ручку в правой руке. Но вот так.

Переучить меня держать ручку уже не удалось. В итоге я стала объектом повышенного внимания со стороны абсолютно всех учителей — от начальной школы и до выпускного класса. С моей природной застенчивостью это было настоящим шоком для меня. Однако природное упрямство все-таки победило.

На качестве письма подобное положение ручки совершенно не сказывается. Наоборот, в институте у меня развилась своеобразная скоропись, и я могла записывать лекции даже за самыми «быстрыми» преподавателями. А еще я могу писать зеркально и быстро читаю текст справа налево. И левой тоже могу писать. Почерк, конечно, похуже: все-таки я ее специально никогда не тренировала.

Статья по теме: Трудности обучения левшей

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВШЕЙ

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникнуть в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.

У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями.

  1. Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление.
  2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга.
  3. Равнополушарный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латерализации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их игровыми действиями. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

  1. Какой рукой ребенок рисует?
  2. Какой рукой бросает камень, мяч?
  3. Какой рукой держит зубную щетку?
  4. Какой рукой расчесывает волосы?
  5. Какой рукой стирает ластиком?
  6. Какой рукой раздает карты при игре в лото?
  7. Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?

АПЛОДИРОВАНИЕ

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

Методика обучения письму, ее организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это кается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме. Ниже мы постараемся подробно рассмотреть все эти вопросы.

ПОСАДКА ПРИ ПИСЬМЕ

При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

В классе за партой леворукий ребенок должен ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

Настольная лампа располагается справа от ребенка.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

ПОЛОЖЕНИЕ КИСТИ РУКИ

Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

ПРИЕМЫ ДЕРЖАНИЯ РУЧКИ

Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо).

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или Рене написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

  1. выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
  2. выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
  3. руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
  4. пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
  5. сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Какие требования следует предъявить к письму леворукого ребенка? Вот основные из них:

  1. правильное написание форм букв и их соединений;
  2. соблюдение расстояния между буквами и словами;
  3. сохранение линейности и ритмичности;
  4. прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.

По материалам лекции Иншаковой О.И.  учителя школы № 57, г. Москва на педагогическом марафоне.

Главное – вовремя почувствовать и понять, что ваш ребенок не такой, как другие дети. Дело в том, что рисовать и пользоваться ложкой он может и правой рукой, имея при этом другие признаки левшества. Но при этом он, например, не любит рисовать, медлителен, немного запинается в начале фразы, почему-то плоховато считает, да и читает медленно, совсем не прибавляя в скорости чтения… Вовсе не обязательно наличие всех перечисленных признаков. А многие «истинные» левши, все делают левой рукой, великолепно считают, много читают, часто бывают отличниками, но мамы этих благополучных левшей знают немало тягот воспитания своих любимых деток.

Ребенок приходит в школу и трудности начинаются! Ведь дело не в руке, хотя и в ней, конечно, тоже. Разного рода проблемы обусловлены множеством причин: состоянием ряда высших психических функций, таких, как, например, память, уровнем развития зрительно- и слухомоторной координации, несформированностью пространственных представлений, типом функциональной асимметрии полушарий мозга и межполушарным взаимодействием.

Но, несмотря ни на что, неправши учатся, и их успехи намного ценнее победного продвижения вперед уверенных правшей. За годы работы с учениками начальной школы я не перестаю восхищаться изобретательностью левшей. Главное – принимать их, понимать причины их поведения, чтобы не обижаться. А левши не подстраиваются под окружающих, необходимо объяснять им, казалось бы, совсем понятное и учить вовремя задавать вопросы, чтобы не упустить момент, с которого началось непонимание.

Сколько трудностей вокруг поджидает маленького левшу, а особенно в школе, созданной для правшей! Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Расположение же парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо.

Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего.

На листе в тетради левша игнорирует левую часть и без зазрения совести выезжает на соседнюю правую страницу. Не чувствуя границ, левша не жалует перенос слов, предпочитая безжалостно втискивать слово в крошечный интервал, либо оставляет полстроки справа пустой, чтобы не связываться с правилами, в которых он немилосердно путается. И интеллект тут ни при чем, пространство чинит бедному левше препятствия на каждом шагу. Правша не знает этих мук! А изобретательный левша придумывает свои собственные способы ориентации в мире.

Как работать с левшами.

  1. Разбирать с ними  ошибки.
  2. 9 им может казаться перевернутой 6.
  3. По математике путают + и —
  4. Помарки в работе левшей сбивают.
  5. На настроение сильно влияет погода.
  6. Они забывчивы.
  7. Правила учат автоматически, нужно учить применять их на практике.
  8. Примеры с окошком для левшей трудны, т. к. у них проблемы с пространственным ориентированием.
  9. Левши не умеют рисовать. Начинают, например, в 4 года (причем вид сверху).
  10. Сложение лучше объяснять прорисовыванием по числовому отрезку дугами.
  11. Левши не все усваивают таблицу умножения.
  12. У них цветное восприятие мира, что можно использовать на математике при запоминании цифр, состава чисел.
  13. Умеют хорошо считать тройками, десятками, не запоминая.
  14. В работе хорошо использовать рифмы, ребусы, ассоциации.
  15. Левши хорошо учатся пока им интересно.
  16. Не забывать о повторении.
  17. В классе необходима доброжелательная атмосфера.
  18. Поле зрения у левшей сдвинуто вправо, поэтому учитель может сказать: «Сдвигаемся влево».
  19. Они пессимисты и обидчивы.
  20. Могут начать читать слово с середины.
  21. Их надо приучать к движению глаз.
  22. Не умеют врать, но обычно пытаются с себя ответственность снять.
  23. Если неровно положить счетные палочки в 1 классе, левши могут сбиться.
  24. Грызут ручки.
  25. Вечно развязаны шнурки. Их не берут в команду.
  26. У них нарушена координация движений, поэтому их не берут в команду.
  27. Левши очень внушаемы, могут поднять себе температуру.
  28. Они бывают к себе очень строги.
  29.  У них часто бывает грязь в тетрадях.
  30. Часто левши не могут считать устно, считают в столбик.
  31. Им трудно учиться.
  32. Могут писать цифры и буквы в зеркальном отражении.
  33. Могут не видеть клетки, их надо показать.
  34. Краткую запись для левшей можно нарисовать.
  35. Левшей не нужно ограничивать во времени.
  36. С ними необходимо отрабатывать право, лево.

Много неувязок возникает у неправшей, в большинстве очень чувствительных, в процессе адаптации к школе. А той категории детей, которая не очень утруждает себя сложностями человеческих взаимоотношений, надо объяснять каждое сложившиеся недопонимание.

И если ваше семилетнее чадо в конце четверти на прямо поставленный вопрос об имени соседки по парте удивляется, недоумевая, кому это надо, то, значит, пора приниматься за работу, называемую психолого-педагогическим сопровождением левшей.

Литература

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

alexxlab

E-mail : alexxlab@gmail.com

Submit A Comment

Must be fill required * marked fields.

:*
:*